Когда-то я мечтал об одном УАЗе. В середине 90-х была такая перспективная модель 2315, уже прошедшая серию испытаний и почти готовая к производству. Это небольшой пикап на основе классического 469-го УАЗа, который мне тоже всегда нравился. Я прикинул, что обязательно куплю эту машину через несколько лет после начала выпуска, но уже на вторичном рынке за небольшие деньги. И буду вполне счастлив, поскольку, это именно тот автомобиль, который мне хотелось иметь в своем семейном автопарке, в пару к легковушке на каждый день. Простой, дешевый и неприхотливый утилитарный грузовичок с полным приводом. Но УАЗовские чиновники так и не пустили машину на конвейер. Пикап в гамме Ульяновского автозавода появился только в 2008-м и уже на базе нового вездехода Патриот. Но это были уже совсем другие деньги, да и по свойствам мне эта машина не подходила. Пятиместная кабина – хорошо, но коротенькая полутораметровая грузовая платформа – явно мала. А увеличить длину базы и выпустить вариант с более вместительным кузовом ульяновцы не догадались или не захотели. Бортовой УАЗ Карго, все же, предназначен для коммерческого использования, а не для рядового, частного владельца. Так опять не срослось мое владение УАЗом. И почему завод все время делает не совсем то, что нужно мне, как потребителю? Может у меня какие-то нестандартные запросы? Возможно, но уверяю, это только на российском рынке я не могу найти подходящий автомобиль, во всем мире с этим нет проблем. А может просто взять обычный УАЗ Патриот, а грузы возить на прицепе.
Патриот существенно преобразился за несколько рестайлингов. У него появилась масса узлов и агрегатов зарубежных производителей, что не замедлило сказаться на возросших ценах, и это не патриотично, конечно, но иначе, как считают ульяновцы, качество и потребительские свойства автомобиля не удалось бы поднять до нынешнего уровня.
Внешность стала заметно наряднее с новыми фарами, бампером и решеткой. Хотя, достижение последнего рестайлинга только решетка с увеличенной эмблемой. Но у меня к дизайну Патриота всегда была другая претензия – визуальная тяжеловесность. Для такого огромного и высокого кузова колесные арки кажутся маленькими, и пластиковые расширители никак не спасают. Вот, если бы, эти расширители немного передвинуть по кузову вверх, увеличив размер арок. Тогда и линия капота не казалась бы чересчур завышенной, и передние крылья смотрелись бы изящнее, а силуэт – легче. А сейчас, высота передних крыльев над колесными арками у Патриота, пожалуй, рекордная среди всех автомобилей, и это ой как не красит его. Словом, с пропорциями какая-то беда, и с этим надо что-то делать, а пока Патриот похож на не в меру откормленного бегемотика.
Но наш тестовый Патриот выглядит, все же, лучше стандартных. Он в максимальной комплектации «стиль», а на его опциональные 18-дюймовые легкосплавные колеса надеты американские всесезонные шины BFGoodrich размерности 265/65 R18. Под штатным передним бампером – лебедка SuperWinch. Рулевые тяги прикрывает опциональная защита, сваренная из труб. Более крупные колеса не только обеспечивают привлекательный вид, но и увеличивают клиренс. Новые более широкие подножки – вполне крепкие и удобные. Одно из главных нововведений – единый топливный бак, вместо двух. Он установлен справа и вмещает 68 л, сделан из прочного пластика и не боится ударов. Но поскольку он выступает ниже уровня рамы, для него теперь предусмотрена металлическая защита. Однако, новая топливная система не помешала бережно сохранить старые косяки – крышка лючка топливной горловины по-прежнему болтается в проеме.
Проведена работа по улучшению безопасности. Уже в базе устанавливаются две фронтальные подушки безопасности, это потребовало изменение рулевой колонки, которая была усилена, а новая телескопическая конструкция позволяет ей при ударе складываться в нескольких местах. Также пришлось усиливать передние стойки крыши, в районе передних сидений появились дополнительные лонжероны, а в задней части рамы две дополнительных точки крепления к кузову.
У Патриота появилось множество новых опций, для многих потребителей это важно. Но я бы предпочел, чтобы УАЗ покорял, прежде всего, основополагающими свойствами – комфортом, управляемостью, надежностью, качеством сборки и комплектующих. Но с этим, как и прежде, не все гладко. Дверные ручки усилены и не должны отрываться. Хотя, иногда кажется, что это возможно, так туго открываются двери. И захлопывать их надо размашисто и резко. Вообще, УАЗ не терпит нежности, тут практически во всем требуется крепкая мужская рука: будь то регулировка руля, переключение передач или складывание заднего дивана.
Новая передняя панель и водительское место на вид хороши: лаконично, современно, привлекательно. Но как только начинаешь осваиваться, опять замечаешь массу косяков. То, что пластмасса на панели кругом жесткая – это ничего, но она такая же жесткая и в дверях на подлокотнике, о который иногда бьешься локтем при быстром вращении руля. Внутренние дверные ручки хлипки и податливы, хрустят и скрипят на все лады, а серебристая накладочка, по качеству, словно, панелька от дешевой китайской магнитолы 90-х годов, может и соскочить с фиксаторов.
И со стеклоподъемниками какая-то петрушка! Что за алгоритм такой? Нажимаю кнопку, стекло опускается на треть и останавливается, нажимаю еще раз – опускается еще на треть, и так что бы полностью опустить стекло, пришлось нажимать трижды. И движется оно вяло, словно нехотя. На передней пассажирской двери то же самое. Поездив немного, через какое-то время попробовал еще раз. Все пришло в норму, стекла опускаются за одно нажатие кнопки, как ни в чем не бывало, и с нормальной скоростью. Что это было, очередной глюк?
Кресла с хорошим профилем имеют оптимальную по жесткости набивку и в максимальной комплектации - регулировку по высоте в больших пределах. Но при закрытых дверях отрегулировать их проблематично, большой рычажок на боковине основания цепляет за дверной карман. Обшивка из кожи воронежских буренок местами выполнена грубовато, а на подушках вытянулась и пошла пузырями. По краям уже складки образуются. Хотя на одометре этой машины нет еще и 2,5 тысяч км пробега. Приборная панель задумана хорошо, информативна и выглядит современно. Зеленоватую подсветку поменяли на белую, что явно пошло на пользу. Дисплей борткомпьютера с управлением левым подрулевым переключателем был бы тоже неплох, если бы не досадная недоработка. Определить средний расход топлива, на деле, не возможно, показания скачут непредсказуемо.
Руль симпатичен, приятен на ощупь, регулируется в двух плоскостях, а теперь получил еще и подогрев. Но и тут не обошлось без «ложки дегтя». Кнопки на руле малочувствительные и не четко работающие, и что бы прибавить, например, громкость аудиосистемы, приходится нажимать несколько раз, пока сработает кнопка. Места для хранения мелких вещей есть: карманы в дверях, вполне удобный бокс-подлокотник между креслами, подстаканники на центральном тоннеле, ниша под пультом климат-контроля. Но вот перчаточный ящик по объему годится только для хранения перчаток, удивительно, что в такой огромной передней панели не нашлось места для более крупной емкости. И зачем проводок с USB-разъемом вывели в бардачок? На центральной консоли для него места навалом! Очень логично было бы вывести его рядом с 12-вольтовой розеткой.
Контрастность, графика и быстродействие нового дисплея коммуникационной системы оставляют желать лучшего, но больших претензий к нему нет. Звучание аудиосистемы – так себе, радио слушать пойдет. Новые воздуховоды системы вентиляции и выглядят стильно, и сделаны качественнее прежних, уже не «дышат» под руками и работают более четко. Но алгоритм работы климат-контроля не на высоте. Очень трудно подобрать оптимальный режим – то холодно, то жарко, то боковые окна начинают запотевать. То кондиционер произвольно включается, когда я его не включал, то режим рециркуляции, сам ли по себе, то ли от случайного прикосновения при регулировке скорости вращения вентилятора. Хотя, сам пульт климат-контроля и выглядит неплохо, и рукоятки вращаются четко, без люфтов. Конечно же, очень полезны зимние опции: подогревы зеркал, передних и задних сидений, а также лобового стекла. Добавляют удобства парктроник и видеокамера заднего обзора. Только в слякотную погоду алгоритм парковки выглядит следующим образом, подъезжаешь куда-то задним ходом сначала «вчерновую», выходишь, протираешь глазок камеры от грязи, а затем уже паркуешься более точно. Ну а если лень, то пользуешься по старинке только зеркалами, поскольку в монитор видны только мутные разводы.
Главное достоинство интерьера Патриота, это, конечно же, вместимость и простор. И на заднем диване это особенно очевидно. Даже если водитель у вас гигант, то места в ногах задних пассажиров остается предостаточно, можно закинуть ногу на ногу. И потолок высоко. Трое по ширине тоже помещаются с запасом, а двое – еще и с дополнительным комфортом, с раздвижным подлокотником, который не просто условно присутствует, а действительно улучшает посадку, находясь на оптимальной высоте. Сам профиль дивана достаточно удобный, подушки расположены высоко, так что не придется сидеть с сильно согнутыми в коленях ногами. В торце центральной консоли, дополнительные воздуховоды и кнопки обогрева сидений.
Гигантский размер багажника – также несомненный козырь Патриота. А если сложить задний диван, то автомобиль и вовсе выходит в рекордсмены – почти 2,5 кубометра полезного пространства! Правда, ровного пола не получается, спинка сильно выпирает и, например, поспать здесь без дополнительных матрасов и подушек не удастся. Убранство такого большого объема выглядит, как-то, скупо, есть только петли на полу для фиксации груза, маленький плафон освещения, 12-вольтовая розетка и раздвижная шторка – и на том спасибо. Подполья здесь, разумеется, нет, под кузовом-то - рама. В багажнике места много, но пространство абсолютно не продумано: нет ниш, карманов, полочек, органайзеров, крючков, хотя здесь их можно было бы организовать массу. Даже пакетик повесить не на что, и бутылку с «незамерзайкой» пристроить не куда. Машина-то не бюджетная и позиционируется, теперь уже, как семейная. Такой же огромной пластиковой глыбой простирается и абсолютно голая обшивка необъятной пятой двери – ни тебе карманов, емкостей, каких-то тайничков – столько места пропадает впустую! При парковке, кстати, нужно учитывать - чтобы распахнуть широкую пятую дверь понадобится полтора метра свободного пространства.
Обновленный мотор увеличенной мощности тянет Патриот чуть бодрее, чем прежде. Но запаса тяги, все-таки, не хватает, особенно это чувствуется на подъемах, даже пустой автомобиль скисает и приходится переходить на передачу ниже. А что будет при загрузке, хотя бы, наполовину? Хотя, в штатных режимах езды по городу и по трассе – вполне сносно. Шумоизоляция улучшена? Возможно, но Патриот по-прежнему очень шумный и за полдня езды голова гудит от постоянного гула и тряски. На холостых оборотах мотор звучит словно дизель. А в движении все шумы от двигателя, трансмиссии, шин, дороги и неидеальной аэродинамики сливаются в единый вой, не сказать что нестерпимый, но достаточно навязчивый. Единственный выход – не ехать слишком быстро.
Энергоемкость подвески высока и можно валить по разбитой дороге на все деньги, но вот плавности хода при обычной езде недостаточно. Во всяком случае, уровень вертикальных колебаний даже на ровном покрытии гораздо выше, чем у любой легковушки. Неподрессоренные массы при каждом удобном случае норовят ощутимо встряхнуть автомобиль. В таких условиях о высоком комфорте говорить не приходится. Так что, автомобиль, на первый взгляд, словно созданный для дальних путешествий и экспедиций, на поверку, не очень-то для этого подходит. Тем более, что Патриот, по-прежнему, неважно держит прямую, рыскает, руль не информативный и практически лишен реактивного усилия, особенно в околонулевой зоне. Словом, за рулем особо не расслабишься, и о какой-то легковой управляемости и речи нет. Водить УАЗ – это работа, сродни той, что достается водителям легких грузовиков. Сложно, конечно, ожидать иного поведения от рамного автомобиля с подвеской и рулевым управлением архаичной конструкции. Но, на самом деле, резервы исчерпаны не все, поскольку некоторым тюнинговым мастерским удается улучшить управляемость УАЗа подбором амортизаторов, стабилизаторов, рулевых тяг, сайлентблоков и демпферов.
Корейская 5-ступенчатая «механика» работает достаточно четко, передачи переключаются безошибочно, но привод оставляет повод для критики. Сам рычаг, как будто, разболтанный, люфтит, а переключения сопровождаются каким-то лязгом и скрипом. Словом, ощущения не из приятных. Что это? Плохая регулировка, небрежная сборка? И как долго узел продержится до поломки?
И еще из прочих наблюдений. Большой капот на двух газовых упорах – это здорово, а вот бачок для омывающей жидкости расположен низко и горловина у него короткая, заливать «незамерзайку» неудобно. Могли бы горловину удлинить и вывести повыше. Обзорность хороша, благодаря высокой посадке, большим зонам остекления и крупным зеркалам. Передний омыватель на нашей машине работает, а задний, почему-то, нет. После подачи жидкости, передний стеклоочиститель срабатывает не всегда, а задний оттирает лишь маленькую амбразурку на огромном стекле. Почему бы не увеличить его ход? Тормоза – без особых претензий, АБС работает, но большую массу и значительные крены в поворотах надо учитывать, не взваливая на автомобиль непосильных нагрузок.
И тут мы плавно подходим к одному из важнейших новшеств обновленного Патриота – системе стабилизации. Узел весьма современный и несет авторитетную марку Bosch. Он включает в себя множество функций: не только подтормаживание колес для удержания автомобиля на дороге, но и ассистент старта в гору, алгоритм предотвращения опрокидывания, в также вездеходный режим с имитацией межколесных блокировок. Действительно, лучше всего Патриот себя чувствует на бездорожье, а теперь, с появлением системы стабилизации, и принудительной блокировки заднего моста его способности возросли существенно. На асфальте система стабилизации теперь действительно сделала езду более безопасной и менее напряженной в заднеприводном режиме, особенно в условиях мокрого асфальта, гололедицы или снегопада, с чем у предшественника были проблемы. Система вполне сносно удерживает автомобиль в повиновении. На бездорожье она помогает преодолевать диагональное вывешивание, а в снегу предотвращает излишнюю пробуксовку и самозакапывание.
Шайба управления полным приводом не изменилась, она по-прежнему имеет три режима: привод на задние колеса, полный привод, и полный привод с пониженной передачей. Режимы переключаются достаточно быстро, но надо нажать педаль сцепления, после чего на приборной панели появляются соответствующие пиктограммы. Система, конечно, не застрахована от отказа электропривода подключения или от ошибки подключения, о чем также проинформирует сигнализатор на приборной панели. Но если все работает, то Патриот неудержим. В режиме пониженной передачи можно заблокировать задний дифференциал, а система стабилизации и АБС при этом отключаются. В дни теста была слякотная погода с температурой 2-3 градуса тепла, и снег стал тяжелым, напитался влагой, уплотнился и очень глубоко продавливался тяжелой машиной. Несмотря на неординарные условия, Патриот уверенно бороздил довольно глубокую целину. Нормально работал классический прием езды по снегу, когда двигаешься до упора, потом откатываешься назад по своим следам и, разогнавшись, снова едешь вперед, постепенно пробивая колею. Положительно сказался и клиренс, больший, чем у штатной машины, и хорошие сцепные свойства шин на мокром снегу. Чем дольше ездишь на Патриоте, тем больше проникаешься его харизмой. Но, все равно, эта машина хороша именно в своей стихии, и, как не крути, для жителя мегаполиса это не лучший выбор.
Что касается нюансов работы системы стабилизации, то УАЗ не был бы собой, если бы и тут не выкинул фокус. Пока система исправно работает, то и проблем нет. Но бывает, на панели приборов загорается лампочка неисправности системы стабилизации. И тогда автомобиль остается без поддержки электронного помощника. Судя, по сообщениям в интернете, это массовое явление. Случалось такое и на нашей тестовой машине, причем, внезапно, без всякой видимой причины. Лампочка гасла и система вновь включалась в работу только после перезапуска двигателя. Но в чем же дело? Оказывается, в новой рулевой колонке есть датчики положения «баранки», которые достаточно чувствительно реагируют на любое изменение угла установки колес. И если сход-развал уходит, то система автоматически отключается. Но на УАЗе углы установки колес частенько «гуляют», и это обычное дело. Однако, теперь каждому владельцу автомобиля с системой стабилизации придется особенно тщательно следить за состоянием схода-развала, поскольку это напрямую сказывается на работоспособности ESP.
Подводя итог, можно сказать, что по совершенствованию Патриота проделана большая работа и новшества пошли автомобилю явно на пользу. Но и сделать еще нужно немало. А главное, хотелось бы пожелать хорошего и стабильного качества. И жаль, что Патриот выходит из разумных пределов ценовых рамок. К сожалению это общая тенденция рынка. Начальная версия «стандарт» стоит 809 тысяч, комплектация «комфорт» на 100 тысяч дороже. Система стабилизации появляется только в комплектации «привилегия» за 989 тысяч. А на вершине – версия «стиль» за 1 млн 30 тысяч руб. И это не предел, учитывая длинный список допоборудования. Пикап в аналогичных комплектациях на 60 тысяч дороже. Почему? Я-то всегда считал, что должно быть наоборот, о чем свидетельствует и мировая практика. Кузов пикап дешевле по себестоимости, ведь в нем нет дорогостоящей пятой двери, меньше на два стекла с уплотнителями, нет задней обшивки салона, у него более простые задние фонари и не хватает ряда мелких деталей, которые есть у Патриота. А чуть более длинная рама и немного дополнительного металла по кузовной жестянке никак не стоят лишние 60 тысяч. Похоже, опять маркетологи постарались, высосав из пальца мнимую премиальность пикапа в сравнении с вездеходом.
Но, как бы то ни было, альтернативы Патриоту в этом классе и в этой ценовой категории вездеходов, практически, нет. Устойчивый спрос на ульяновский внедорожник свидетельствует о том, что многие согласны терпеть недостатки Патриота, удовлетворившись его достоинствами.
Так почему я начал этот тест с упоминания ульяновских грузовичков и пикапов? Патриот в нынешнем виде, не смотря на усовершенствования, во всех своих повадках грубоват, как грузовик. И для современного внедорожника за миллион у него слишком много недостатков. Так что, УАЗ с его уровнем потребительских качеств, я считаю, должен быть, не иначе, как утилитарным и более доступным грузовиком, таким, как УАЗ Карго, например, ну, или, хотя бы, Пикап. Тогда некоторые недостатки можно было бы простить, а многие - уже казались бы несущественными. И если ульяновские маркетологи и конструкторы догадаются поставить на удлиненную раму новой перспективной полуторки УАЗ Карго сдвоенную кабину и кузов пикапа, то я всерьез рассмотрел бы такой вариант.
Технические характеристики УАЗ Патриот (Данные производителя)
- Кузов — 5-дверный, рамный, стальной
- Число мест — 5
- Габариты, мм
- Длина — 4785
- Ширина — 1900
- Высота — 2005
- База — 2760
- Клиренс – 210
- Снаряженная масса, кг — 2125
- Полная масса, кг — 2650
- Объем багажника, л — 650/2415
- Двигатель
- Число и расположение цилиндров — 4, в ряд
- Объем, л — 2,7
- Мощность — 134,6 л.с. при 4600 об/мин
- Крутящий момент — 217 Нм при 3900 об/мин
- КПП — 5-ступенчатая механическая
- Привод — подключаемый полный
- Передняя подвеска — зависимая, пружинная
- Задняя подвеска — зависимая, рессорная
- Максимальная скорость, км/ч — 150
- Время разгона от 0 до 100 км/ч, с — 19
- Расход топлива на 100 км, л
- Городской цикл — 14,0
- Загородный цикл — 11,8
- Смешанный цикл — н.д.
- Бензин – Аи-92
- Шины – 245/60 R18
Фотографии с тест-драйва УАЗ Патриот в Казани
Автомобиль для тест-драйва предоставлен автосалоном "ТрансТехСервис"
Комментарии (3)