С уходом многих автоконцернов из России машины начали активно завозиться по «параллельному импорту». В конце прошлого года стало известно о том, что крупнейшие дилеры начали массово отказывать клиентам в бесплатном гарантийном обслуживании и предлагать приобрести его по довольно высоким ценам. Годовая стоимость находилась на уровне 1% от стоимости автомобиля. В спор вмешался Роспотребнадзор, который обвинил дилеров в манипуляциях.
На данный момент ситуация продолжает оставаться спорной. Как нам стало известно, юридическая компания «АПК» ведет десятки дел, связанных с отказом в гарантийном обслуживании автомобилей, ввезенных по «параллельному импорту». Давайте попробуем разобраться на что в действительности имеет право покупатель такого транспортного средства. Мы проконсультировались с юристами и сделали однозначные выводы.
Обязан ли дилер предоставлять бесплатную гарантию на авто по параллельному импорту
Здесь стоит обратиться к разъяснениям Роспотребнадзора, который однозначно указывает на необходимость предоставления гарантии на автомобили, если она предусмотрена изготовителем. Согласно комментариям ведомства, в течение двух лет с момента покупки продавцы обязаны рассматривать претензии потребителей, связанные с производственным браком. Ремонт в этом случае они должны осуществлять за свой счет. Если эксплуатация в результате брака невозможна, то дилер должен заменить автомобиль или вернуть за него деньги.
Важно, что в соответствии с действующим законодательством гарантию на автомобиль устанавливает производитель и отменить ее он не может. Если на всех ресурсах и в документации указан гарантийный срок в 2 или 3 года, то дилер не может отменить его по своему желанию. Однако возможны спорные ситуации. Если производитель указывает, что он более не осуществляет гарантийную поддержку на территории России, то привлечь дилера к ответственности может быть сложнее.
Практика неоднозначная. Некоторым автовладельцам все же удается доказать правоту. Однако эксперты рекомендуют не терять времени и обращаться к компетентным юристам. Причем сделать это советуют уже тогда, когда покупатель впервые получает от дилера сообщение об отсутствии бесплатной гарантии и необходимости ее приобретения.
То же самое касается ситуаций, при которых дилер привозит автомобили из других стран. При разъяснениях обычно используют пример с Казахстаном – именно оттуда сегодня поступает множество транспортных средств по «параллельному импорту». В Роспотребнадзоре заявляют, что покупатель имеет право на гарантийный ремонт. И тот факт, что страна входит в Евразийский экономический союз упрощает ситуацию.