Зимние курсы КШВВМ проходят в этом году на закрытой площадке нового ипподрома. Автомобиль постигается в самых сложных условиях, а именно на льду. Местами лед покрыт тонким слоем снега, но все равно скользко.
Вообще, я считаю, что учиться ездить на автомобиле надо именно зимой, то есть в более сложных условиях, нежели летом. В этом случае адаптация к летним дорогам проходит довольно легко. Намного сложнее привыкнуть к зимним дорогам после летнего обучения.
Именно по этому же принципу зимняя программа контраварийной подготовки в казанской школе высшего водительского мастерства преподается именно на ледовой площадке, а не на снегу или асфальте, по которому все мы привыкли ездить в зимнем городе. Научившись контролировать поведение машины на льду, любому водителю будет намного проще не допускать ошибок на зимней дороге, а при возникновении грамотно и хладнокровно их исправлять.
Свое знакомство с контраварийной подготовкой КШВВМ я начал в конце прошлого лета, пройдя летние курсы. Узнав много нового о распределении веса, о технике прохождения поворотов и многом другом, мне непременно захотелось пройти и зимнюю программу подготовки.
Что летом, что зимой – одним из основных упражнений была змейка и ее разновидности. Со стороны могло показаться, что ничего нового нам не показывают. Однако принципы зимнего вождения сильно отличаются от летнего. Коэффициент сцепления колес с ледовым покрытием очень низкий. Ошибки, которые летом еще можно было исправить, здесь оказывались критическими (потеря управления, критический занос, снос, разворот).
Не буду расписывать все элементы, которые мы освоили на зимних курсах, на это ушло бы слишком много «букав». Ограничусь их перечислением и комментариями к самым основным.
За эти пять дней мы изучили и отточили на практике: эффективный разгон, торможение, несколько вариантов техники прохождения поворотов, повороты на 90, 120, 180 градусов, 4 способа движения по дуге, разворот на месте задним ходом, поворот на месте передним ходом, разворот на 180 градусов передним ходом, задним ходом, поисковое руление в повороте, подавление ритмического заноса, стабилизация автомобиля при вращении, управляемый занос в поворотах 90 и 120 градусов, «лосиный тест» (переставка) на скорости 50-60 км/ч. Также на теоретических занятиях в классе мы вновь повторили всевозможные виды руления, перехваты, перекаты и прочие хитрости, помогающие не потерять «баранку» из рук.
Я и сам до этого крутил руль как придется, не задумываясь о правильности своих движений. Множество водителей вообще не знают, как надо правильно держать руль и почему надо делать именно так, а не иначе.
Самыми важными элементами зимнего курса КШВВМ, которые мы выполняем каждый зимний день – это трогание, торможение и прохождение поворотов.
При трогании очень важно чувствовать проскальзывание ведущих колес и не допускать этого первые 1-2 оборота. При торможении на льду очень сложно рассчитать расстояние, на котором можно успеть остановиться перед препятствием. А повороты на зимней дороге - это вообще отдельная наука со своими техниками и приемами. И вот именно тут в обычной жизни допускается самое большое число ошибок, которых можно было бы избежать:
1) Слишком большой угол поворота колес в стремлении повернуть уже не управляемый автомобиль. С этой проблемой надо бороться с помощью инерции. Поворот руля в повороте может быть минимальным, если уметь использовать инерцию для контролируемого заноса задней оси в повороте. Как говорят профессионалы: «У чемпионов колеса смотрят не внутрь поворота, а на финиш!»
2) Резкий сброс газа или слишком большой газ в повороте. При сбросе газа масса автомобиля перемещается вперед, задняя ось разгружается, теряет сцепление с дорогой и пускается в занос. При интенсивном газе также теряется сцепление с дорогой, но уже передних колес (передний привод) и ведущие колеса сносит из поворота наружу. Тяга в повороте должна быть постоянной и умеренной, без допущения сильного проскальзывания колес. Такая тяга обеспечивает стабильное поведение автомобиля в повороте.
3) Торможение в повороте, торможение на повернутых колесах. А вот это вообще злейший враг автомобилиста на зимних дорогах. От этой ошибки надо всеми силами стараться избавиться. Самый простой способ торможения в поворотах – быстрое и кратковременное распрямление траектории с одновременным торможением, далее поворот уже без тормоза и, если требуется, опять этот же трюк. Впрочем, имеются и другие приёмы, исполнение которых требует тренировки.
На последнем занятии нам было приведено множество печальных примеров злоупотребления полученными знаниями. Полученный опыт нельзя применять просто так, чтобы эффектнее ездить по городу или по трассе. Любое знание при неправильном использовании может быть опасно как для себя, так и для окружающих. Эти знания откладываются в подсознании и в нужный момент (если он не дай бог настанет) придут нам на помощь и выведут из экстремальной ситуации.
Мне самому эти знания уже помогли один раз избежать заноса и вылета с дороги. При движении под уклон на скользкой извилистой дороге (царицинский спуск) неожиданно начал развиваться занос. Ситуация осложнялась тем, что впереди по обочине шли люди (поворот был левым). Занос был нейтрализован на самой ранней стадии. Это вышло как-то само собой, спокойно, без лишних движений и эмоций.
Согласен, в обычной городской жизни автомобилиста эти знания могут вообще никогда не пригодиться. Но всегда есть вещи, не зависящие от нас, всегда есть капризы природы, поездки за город по обледенелой дороге. Экстремальные ситуации могут возникнуть, когда угодно и у кого угодно. И если это произойдет – вы будете очень благодарны этой школе за полученные навыки контраварийного вождения. Рекомендую всем!
P.S. По тавто-картам скидки :)
Автор: ваш ТАВТОр (Сергей Хохлов)
Фотографии
Видео