Июнь неожиданно актуализировал "горючую тему". Он начался с заметного - сразу примерно на 12 процентов - повышения розничной цены на бензин, которая с начала прошлой осени только снижалась. А к концу первой декады июня нужно ждать нового подорожания. Литр самого популярного АИ-92 на АЗС Татарстана еще раз вырастет в цене на 1 - 2 рубля и преодолеет планку в 20 рублей. Таким образом, всего за полмесяца бензин подорожает практически на четверть.
Гендиректор Татнефтепродукта (ТНП) Рустам Сабиров заявил "ВК", что повышение цен на АЗС было неизбежным результатом общей ситуации на оптовом рынке нефтепродуктов:
- Татнефтепродукт в первом квартале этого года закупал бензин примерно поровну на Уфимских НПЗ и заводе ТАИФ-НК. В Уфе за последние три недели отпускная цена за тонну АИ-92 поднялась с 16 до 21 тыс. рублей, а ТАИФ-НК сейчас отпускает его по 22,9 тыс. руб. за тонну. Наши необходимые издержки в пересчете на каждую тонну - в среднем 4050 рублей: транспортировка по железной дороге бензина с НПЗ, слив-налив на базе, доставка бензовозами до АЗС и неизбежные расходы самой АЗС (амортизация, оплата труда, налоги, охрана, связь, инкассация и т.д.). Таким образом, тонна уфимского АИ-92, дойдя до заправочного "пистолета", стоит уже 25 тыс. рублей, а таифовского - 26,5 тысячи. Если пересчитать на литры, то розничная цена выходит 19,2 и 20,7 рубля за литр соответственно.
Так что нынешнее повышение цены на АЗС до 18 руб. за литр 92-го в среднем по республике, утверждают в ТНП, не позволило бы компании иметь даже нулевую рентабельность, если бы не запасы бензина, купленного еще по прежней цене. "Мы пока торгуем старыми запасами, - говорит Рустам Сабиров, - и с нулевой рентабельностью. К десятому июня старые запасы кончатся"
Следовательно, в ближайшее время автовладельцам следует ожидать нового повышения цен АЗС на самый "народный" АИ-92. Как минимум еще на 1 - 2 рубля.
Другой крупный оператор татарстанского розничного рынка - "Татнефть-АЗС" оперирует похожими доказательствами того, что повышение розничных цен на бензин зависит не от собственного желания заправщиков, а от происходящего в последнее время подорожания сырой нефти и продуктов ее переработки. "Татнефть-АЗС Центр" сейчас оспаривает в Арбитражном суде РТ мартовское решение Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по РТ, в котором эта компания вместе с Татнефтепродуктом были признаны "виновными" в согласованном установлении и поддержании монопольно высоких цен в 2008 году. Если суд не признает это решение необоснованным, то обоим крупнейшим операторам горючей розницы грозят оборотные штрафы, сумма которых может исчисляться десятками миллионов рублей. ТНП пока в суд не обратился, но источник в компании сообщил "ВК", что это, скорее всего, будет сделано.
Ирония ситуации заключается в том, что признание структур Татнефти и ТНП ответственными за сговор в целях поддержания высоких цен на автомобильное топливо пришлось на время, когда эти цены уже давно держались на минимуме. Антимонопольщики, впрочем, полагают, что само снижение этих цен, хронологически последовавшее за началом проверки УФАС, могло начаться как реакция на эту проверку. И вот в начале июня после общего повышения стоимости топлива на АЗС в Татарстане замруководителя УФАС по РТ Иван Щербаков сообщил о начале новой проверки розничного рынка.
Тем временем ФАС России заметила, что в целом по стране наблюдается значительный рост оптовых цен на нефтепродукты. "Почти все решения и предписания ФАС России, касающиеся нарушения антимонопольного законодательства в сфере ценообразования на нефтепродукты, были обжалованы в арбитражных судах, при этом отмечается положительная судебная практика: законность и обоснованность решений ФАС России неоднократно подтверждается судами, - подчеркивается в официальном сообщении антимонопольной службы. - В 2008 году ФАС России и ее территориальные органы возбудили более 150 дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства в топливно-энергетическом комплексе. По результатам рассмотрения дел наложено штрафов на сумму более 6 миллиардов рублей".
В 2009 году ФАС России возбудила дела по необоснованному повышению цен уже в отношении крупнейших производителей нефти: ЛУКОЙЛа, холдинга ТНК-ВР, "Роснефти" и "Газпром нефти". Аналитики считают, что нынешняя ситуация с повышением цен на нефтепродукты есть очередной случай проявления общей закономерности российской экономики: основные сливки снимает сырьевое звено. Переработчикам достается уже меньше, а доходы тех, кто доставляет товар обычному потребителю, т.е. в данном случае АЗС, и вовсе стремятся к нулю. Труднее всего независимым заправщикам, т.е. не входящим в сети, подобные "Татнефть-АЗС" и ТНП.
- Исходя из тех цен, по которым нам отпускают бензин нефтеперерабатывающие заводы, наша экономически обоснованная розничная цена уже сегодня должна составлять 20 - 21 рубль за литр АИ-92, - сказал "ВК" президент Ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ (объединяет независимые АЗС) Николай Горюнов. - Так что повышение неизбежно.
Ожидают ли независимые операторы розницы сокращения спроса на свой товар в связи с повышением цен? По мнению независимых, падение спроса у нас возможно не из-за уровня цен как такового, а из-за местных особенностей конкуренции.
- В это время в прошлом году литр 92-го стоил 23 рубля, и падения спроса не наблюдалось, - говорит Николай Горюнов. - А вот в первом квартале 2009 года, когда цены держались на минимуме, мы потеряли до 30 процентов от прошлогоднего объема продаж! И это - из-за поведения таифовского "Карсара", который продает бензин в розницу по цене значительно более низкой, чем даже отпускная цена завода ТАИФ-НК. Всем остальным конкурировать с таким нерыночным предложением невозможно.
Как сообщил "ВК" г-н Горюнов, с просьбой дать оценку такой ситуации Ассоциация предприятий нефтепродуктообеспечения РТ обратилась в УФАС по РТ еще в феврале. Сейчас, по его словам, это обращение находится в стадии предварительного изучения: "Мы им сказали: пока вы принимаете решения, малый бизнес вымрет или продастся монополистам".
Комментарии (9)