Почти 65 тысяч автолюбителей в 2008 году впервые сели за руль, сообщил вчера на пресс-конференции в ГАИ главный госинспектор ГИБДД республики Рифкат Минниханов. При этом экзамены в ГАИ на знание правил дорожного движения с первого раза сдали лишь 67 процентов слушателей автошкол. Но самое интересное, что 40 процентов инструкторов этих школ, обучавших их вождению, с первого раза также не смогли сдать экзамен.
Последняя цифра - не с конференции, ее корреспонденту "ВК" назвал замначальника контрольно-профилактического отдела УГИБДД МВД по РТ Ильяс Галявиев в ответ на вопрос, насколько необходимы и своевременны с точки зрения профессионалов новые требования к автошколам, введенные с 1 января 2009 года приказом Министерства образования и науки РФ. Выходит, водить машины нас учат неучи? Чтобы оценить уровень обучения, корреспондент "ВК" выступила в роли ученика.
Финт рулем
Школу я выбрала методом тыка по телефонному справочнику. Поторговавшись с инструктором, которого сотрудница школы представила мне по телефону как "опытного и доброжелательного, умеющего ладить с женщинами", договорилась о частном часовом уроке на собственной машине за 400 рублей. Ему сказала, что вожу машину второй год, хочу постажироваться.
На самом деле опыт вождения у меня намного больше. Я не ас, но новичка на дороге вижу издалека, даже если он не обозначил себя буквой "У" на лобовом стекле. Усадив на пассажирское сиденье добродушно улыбавшегося инструктора, начала выкидывать те самые финты, которыми до белого каления доводили меня на дорогах "ушки". От Саши, как он мне представился, я ждала анализа своих ошибок.
Не теряя времени, я начала показательно ошибаться. Первым делом раскорячилась на т-образном перекрестке между правой и левой полосой и начала не спеша поворачивать направо. Окружающие водители дружно загудели, я изобразила ужас и, засуетившись, заглохла. "Пускай гудят, кому надо - объедут", - успокоил Александр. Ни сразу, ни позже он не сказал, что я заняла неправильное положение на дороге, а ведь я фактически создала аварийную ситуацию. Еще пару раз завернув направо почти по встречной полосе, замечания я так и не дождалась.
Ну ладно, думаю, я тебе покажу. Бормотнув, что влево в час пик перестраиваться стараюсь заранее, потащилась по левой полосе проспекта Ямашева с черепашьей скоростью, не давая себя никому обогнать. Вместе с гражданином, катившим по средней и явно придерживавшимся принципа "кому надо, тот пусть и объедет", мы намертво заперли дорогу. Другие водители с гудками рванули по автобусной полосе. Саша с меланхолическим видом молчал, хотя ему давно пора было поучить меня уму-разуму. Тогда я добавила перцу - зарулила к супермаркету, а оттуда, минуя полосу разгона, вывернула в третий ряд. Инструктор - ноль внимания.
Замечания я удостоилась лишь однажды - когда заехала на пустую остановку и на накате затормозила так, что машину понесло боком. Под удар в случае чего попадала пассажирская сторона, и инструктор сделал мне внушение, как не надо ездить. А вот когда я проигнорировала "сороковник", не пропустила пешехода на нерегулируемом переходе, припарковалась прямо у киоска на остановке, он и глазом не моргнул. Получая плату за урок, сказал, что езжу я "для женщины вполне прилично".
Так кого теперь учить?
- Изменения с 1 января коснутся в первую очередь сроков обучения вождению, - сказал мне замначальника контрольно-профилактического отдела Ильяс Галявиев. - Вместо 32 часов на это отводится 50. А вот время на теорию - изучение устройства автомобиля - сократится вдвое. Зато введен новый раздел - психологические основы безопасного управления, слушателей автошкол будут учить правильно себя вести на дороге с лихачами и в случае ДТП, как общаться с инспекторами ГАИ... А еще появится возможность по желанию учиться вождению на автомобиле с автоматической коробкой передач. Правда, есть такие учебные машины всего у пяти процентов автошкол...
Все это, с его точки зрения, хорошо (за исключением АКП для ученика - на ней практически невозможно научиться вполне чувствовать машину, а значит, пересесть в будущем, при необходимости, на "механику"). Плохо, считает Галявиев, другое. Российские методы и принципы обучения вождению по-прежнему далеки от разумных европейских стандартов.
К примеру, сказал он, в Германии ученика к рулю не подпустят, пока не сдаст теорию - не только ПДД, но и основы законодательства (то есть знание касающихся водителей разделов Административного, Гражданского и даже Уголовного кодексов). А у нас такой порядок пока планируют ввести лишь в нескольких школах - в порядке эксперимента. Хотя это очень дисциплинирует: наши водители такие лихие по большей части из-за того, что законов не знают и потому не боятся.
В той же Германии инструктор, который обучает вождению, должен быть не просто хорошим водителем, но и настоящим педагогом. И переподготовку проходить раз в два года. Как, кстати, и преподаватель теории. У нас же преподаватели повышают квалификацию раз в пять лет, инструкторы - раз в четыре года. При этом теорию преподают хотя бы люди с высшим техническим образованием, а инструктором можно стать, имея лишь среднее образование и трехлетний стаж вождения! Даже возрастного ценза у нас нет, тогда как немцы, учитывая особенности психики молодого человека, решили к инструкторской работе лиц моложе 23 лет не допускать.
- Мы почти решили одну проблему, - говорит Галявиев. - Инструкторы до недавнего времени работали каждый в трех-четырех автошколах - и там часы перехватят, и тут. Ответственности при этом - никакой. Сейчас почти все официально "привязаны" к своим школам. (На деле все равно многие пребывают в "свободном плавании", постоянная работа во многих случаях пока лишь формальность. - И.С.) И еще нужен настоящий автодром, чтобы ученики автошкол доходили до нужной кондиции не на городских магистралях, а на специально отведенной территории. Автодром в Казани строиться будет - сейчас мы решаем вопрос о выделении земли. А вот с инструкторами еще работать и работать.
Напоследок он сообщил, что в конце 2008 года гаишники провели тотальную проверку инструкторов автошкол, ужаснулись отсутствию знаний и в этом году до июля обязали их всех, независимо от того, когда проходили переподготовку, еще раз ее пройти. Ликвидировать инструкторскую неграмотность разрешено только в двух учебных центрах, за качество обучения в которых Галявиев спокоен, - либо в автотранспортном техникуме в Казани, либо в учебном центре ГАИ в Набережных Челнах.
Комментарии (3)