В течение лета школьные автобусы в районах Татарстана выполняли коммерческие рейсы в целях личной наживы. Перед началом нового учебного года министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Геннадий Емельянов предложил положить конец такому произволу.
Об этом шел сегодня разговор в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства РТ. На совещание были приглашены представители Министерства образования и науки РТ, Центра социальных и экономических исследований при Кабинете Министров РТ, Управления ГИБДД МВД по РТ, представители муниципальных районов республики. Ключевым вопросом совещания стала организация перевозок учащихся школ РТ специализированными автобусами в рамках национального проекта «Образование», а также техническое состояние автобусов, условия их эксплуатации, уровень подготовки водителей и другие вопросы, касающиеся безопасной перевозки школьников.
С основным докладом на совещании выступил заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Азат Галиахметов. По его словам, на начало 2009 года на селе действуют 1764 школы, в том числе 1057 малокомплектных школ. Численность детей в таких учреждениях образования составляет до 10 человек. Средняя наполняемость классов сегодня на селе составляет от 9 до 28 человек. Зачастую в таких школах один учитель вынужден преподавать совершенно разные предметы, что в конечном итоге сказывается на качестве обучения.
Национальный проект «Образование» позволяет сельским школьникам бесплатно и без проблем добираться до своих учебных заведений. В 2009-2010 учебном году в доставке к местам обучения нуждаются 1699 сельских школьников. С 2005 по 2008 годы парк школьных автобусов за счет средств республиканского и федерального бюджетов увеличился на 269 единиц на общую сумму 146,4 млн. рублей. В 2009-2011 годах планируется приобретение еще 222 школьных автобусов. Таким образом, до 2011 года парк школьных автобусов будет доведен до 491 единицы.
Как заметил А.Галиахметов, специальным постановлением Кабинета Министров РТ деятельность школьных автобусов строго регламентирована. У каждого автобуса есть свой маршрут и график движения, которые осуществляются в соотвествии с действующими в РТ правилами дорожного движения. Следование автобусов отслеживают сотрудники ГИБДД РТ. Контроль в этой сфере возложен на Министерство образования и науки РТ и Министерство транспорта и дорожного хозяйства РТ.
В соответствии с распоряжением Кабинета Министров РТ с 8 июля 2009 организация перевозок школьников с помощью специализированных автобусов вверена муниципальным образованиям РТ. Отделы образования муниципальных районов должны были предусмотреть комплекс задач, связанных с эксплуатацией школьных автобусов.
Реально же дела обстоят следующим образом. В школах отсутствуют производственные базы для проведения технического обслуживания и ремонта автобусов. Тем самым, технический осмотр автобусов перед выходом на маршрут не осуществляется. Никто не интересуется исправностью данного средства передвижения и после его возвращения.
Полностью отсутствует медицинский контроль и самих водителей. На сегодняшний день только в 18 муниципальных районах из 43 школьные автобусы в соответствии с заключенными договорами обслуживаются специализированными предприятиями. О безопасности перевозки детей не может идти и речи, акцентировал внимание А.Галиахметов. И вот тому еще одно доказательство: 153 школьных автобуса дислоцируются непосредственно вблизи домов водителей. О специализированных гаражах и автостоянках говорить не приходится. Это означает только одно: в рейс автобус зачастую отправляется в неисправном состоянии. Не прошел специального медицинского освидетельствования и водитель.
Большинство муниципальных районов вообще не заключили договоры на эксплуатацию школьных автобусов. Это Алексеевский, Алькеевский, Балтасинский, Верхнеуслонский, Высокогорский, Кайбицкий, Новошешминский и Спасский районы.
В разговор вмешался министр транспорта и дорожного хозяйства Геннадий Емельянов, который по каждому району дал реальную картину по эксплуатации школьных автобусов. В большинстве случаев выходило, что водители школьных автобусов использовали машины в целях личной наживы. Школьные автобусы превратились в коммерческие.
Г.Емельянов прямо на совещании принял решение: всех виновных в такой эксплуатации школьных автобусов строго наказать. Необходимо предпринять жесточайшие меры, чтобы пресечь такое безобразие, считает министр.
Однако одно решение министра вряд ли исправит ситуацию. В решении этой проблемы должны принять участие представители Министерства образования и науки РТ, Центра социальных и экономических исследований при Кабинете Министров РТ, Управление ГИБДД МВД по РТ, а также руководители районных муниципалитетов.