Площадь дорог с твердым покрытием в Казани составляет 20 млн. кв. метров, или 70 процентов от их общей площади. Вместе с тем, в столице Татарстана насчитывается 3 млн. кв. метров грунтовых дорог, которые в основном находятся в городских поселках, и 5 млн. кв. метров не отремонтированных внутриквартальных и дворовых проездов.
Эти цифры сегодня были озвучены в ходе пресс-конференции, состоявшейся в исполкоме Казани. На вопросы журналистов отвечали заместитель руководителя исполкома Мансур Хафизов, заместитель директора института «Казгражданпроект» Тагир Сагитов и заместитель начальника ОГИБДД УВД Казани Сергей Лавров.
Приглашенные на мероприятие специалисты подняли проблемы, связанные со строительством и ремонтом автодорог в Казани. Так, капитальный ремонт дорог, по существующим нормам, должен проводиться через каждые 5-7 лет. Однако из-за отсутствия средств большинство автотрасс не обновляется по 10 и более лет. Причина столь удручающего состояния столичных дорог заключается в том, что надлежащий уход за дорогами в Казани отсутствовал с начала 90-х годов. Проблему не решил даже аврал 2005 года, когда Казань готовили к празднованию 1000-летия.
Сегодня недоремонт дорог составляет свыше 6 млн. кв. метров. Ежегодно площадь дорог, которые нуждаются в капитальном ремонте, увеличивается на 500-600 тыс. кв. метров. Для того, чтобы привести в надлежащее состояние дороги столицы Татарстана (а это более 6 млн. кв. м.), необходимо более 10 млрд. рублей. Чтобы ликвидировать недоремонт, нужно в течение 5 лет ежегодно выделять на эти цели не менее 2 млрд. рублей. Финансирование в таких объемах должно продолжаться вплоть до 2011 года.
Зашла на пресс-конференции речь и о личном транспорте горожан. Сейчас в Казани на каждую тысячу жителей приходится более 200 автомобилей. На сегодняшний день в столице Татарстана зарегистрировано 235 тыс. единиц автотранспорта, ежегодный прирост - 40-50 тысяч легковушек. По прогнозам, к началу 2008 года количество личного автотранспорта в городе может достигнуть 250-260 тыс. единиц. В октябре 2006 года в Казани было зарегистрировано 180 тысяч автомобилей. Кроме этого, по приблизительным данным, ежедневный транзитный поток из пригорода составляет около 25-30 тыс. машин. В результате, загруженность основных магистральных дорог города составляет 70 процентов, районных – 30 процентов.
В 2007 году дорожные работы были выполнены на сумму около 3 млрд. рублей, что произошло впервые. В надлежащее состояние были приведены 70 улиц (или более 1 млн. кв. метров дорожного покрытия). Кроме того, построено 15 км новых дорог. Обновлено более 200 дворовых и местных проездов общей площадью более 400 тыс. кв. метров. Однако этого мало, поскольку в капитальном ремонте проезжей части и благоустройстве нуждаются около 1500 городских дворов.
К слову, во время капитального ремонта внутридворовых проездов проезжая часть увеличилась с 3 до 5 метров. Появилась возможность разъехаться двум автомобилям, а самое главное – появилась специальная территория для парковки машин скорой медицинской помощи, пожарных машин и мусоровозов.
В 2007 году построено и отремонтировано несколько крупных дорожных объектов. Введена в эксплуатацию вторая очередь моста «Миллениум», завершено строительство автодороги по ул.Чистопольской с выходом на ул.Гаврилова и двухуровневой развязкой по проспекту Ямашева. Строительные работы проведены на сумму более 480 млн. рублей. Продолжено строительство Малого Казанского кольца. Практически завершены работы на участке по ул.Эсперанто, от ул.Павлюхина до пл.Вахитова. Проведена реконструкция ул.Тукая с заменой коммуникаций и ремонтом трамвайных путей. Возведены дороги на ул.Абсалямова (от ул.Чистопольской до пр.Ямашева), ул.Меридианной, ул.Четаева (от пр.Амирхана до ул.Бондаренко). Завершена реконструкция автодороги на Сибирском тракте (от ул.Искра до ул.Халитова). Введены в строй многие другие объекты дорожного строительства.
В соответствии с программой «Поселок» отремонтированы 28 улиц в поселках Северный, Аметьево, Дружба, Вознесенское, Константиновка, Карьер, Нагорный и другие. На эти цели затрачено 51,3 млн. руб. Началось строительство автодороги от ул.Амирхана до ул.Дементьева, которая призвана разгрузить проспекты Ямашева и Ибрагимова. Начинается реконструкция дороги на Мамадышском тракте, от ул.Космонавтов до шоссе М-7 «Волга». Завершены работы по строительству пешеходного перехода у поселка Залесный. Завершается строительство надземного пешеходного перехода у РКБ. Началось строительство подземного пешеходного перехода на Оренбургском тракте, вблизи здания ГИБДД МВД РТ, а также на улице Файзи.