Причина каждого пятого лобового столкновения автомобилей – водитель уснул за рулем. Почему же это происходит?
ТЕОРИЯ. Сон - это состояние человека, когда отключается его центр самоуправления - сознание. Причем не только из-за перегрузки или переутомления организма и психики, но еще из-за резкого снижения общей физической или умственной нагрузки, отравления парами психоактивных веществ, срабатывания биоритмов и т. д.
В технике любую аппаратуру принято снабжать системой защиты. Если какое-то сопротивление перегревается, то автоматически отключается все устройство в целом. Механизм защиты существует и в психике человека, но он у него значительно сложнее. Например, у водителя перегрузке подвергаются:
- элементы зрительной системы - из-за долгого восприятия одних и тех же деталей дороги,
- слуховой - из-за воздействия на ухо монотонного гула мотора,
- вестибулярной - из-за укачивания на повторяющихся рельефах дорожного полотна и другие системы.
Плюс водитель вынужден долго находиться в одной и той же неудобной позе. Поэтому неудивительно, что он может впасть в состояние, которое специалисты называют дорожным гипнозом.
ПРАКТИКА. Современный автомобиль изготовлен из органики и до предела накачан искусственными жидкостями. Но если, к примеру, в кабину автомобиля проникнут пары стеклоомывающей жидкости, то у надышавшегося ими водителя произойдет помутнение сознания. К факторам, вызывающим сонливость, можно отнести сенсорный голод - недостаток сигналов, поступающих из внешней среды. А также срабатывание биоритмов. Как известно, есть «жаворонки», а есть «совы». И как только наступает их сонный час Х, человека начинает самопроизвольно клонить ко сну.
СОВЕТЫ УЧЕНОГО. Водителям, которым приходится отправляться в дальний рейс, следует:
- За день-два до поездки хорошенько отдохнуть: отоспаться, откормиться или же пополнить организм другими видами энергии. Например, как в эти погожие августовские дни, солнечной.
- Неплохо поупражнять и свой интеллект. Натренированное мышление и накопленная разнообразная энергия долго не дадут вам заснуть. Но непосредственно перед рейсом (за час-два) следует особенно не наедаться и не жариться на солнце - это может привести к обратному эффекту.
- Во время рейса нужно постоянно проветривать кабину, поддерживая в ней оптимальную температуру - не очень высокую и не очень низкую. Другие значения температуры могут вызвать сонливость.
- Клонить ко сну может и при длительном голодании. Значит, нужно не забывать о еде.
ОТВЛЕКАЮЩИЕ ХИТРОСТИ. Многие водители во время поездки включают музыку. Вначале это помогает преодолеть сенсорный голод. Но в дальнейшем психика к ней привыкает. Поэтому надо подобрать такую музыку, которая бы бодрила, а не усыпляла. Но, к сожалению, современные музыкальные произведения не всегда отвечают этим требованиям. Они очень примитивны, поскольку состоят из двух-трех нот и такого же количества слов, которые повторяются десятки раз. Такие произведения больше оказывают так называемое звуконаркотическое воздействие - вначале возбуждают, а потом расслабляют и усыпляют.
КАК НЕ ЗАСНУТЬ ЗА РУЛЕМ
- Для снятия напряжения с отдельных мышц полезно во время рейса постоянно менять позы. Например, спина прямая, спина согнутая. Колени сомкнуты, колени врозь. Плюс можно немного покрутить шеей.
- Не стоит долго концентрировать внимание на однообразных линиях дорожного полотна, не столь важных и значительных для обеспечения безопасности движения.
- Если вас вдруг потянуло ко сну и вы стали клевать носом, то лучше остановиться на обочине, опустить голову на руль и, как Штирлиц, провалиться в сон на 15 - 20 минут. Такой отдых очень взбодрит.
- После пробуждения неплохо лечь на спину и подумать о чем-то хорошем. В этом положении кровь прильет к голове, снабдит мозг питательными веществами, кислородом и «встряхнет» его.
- Затем следует выйти из кабины, размяться, умыться или, если есть возможность, облиться холодной водой. И снова в путь!
- Подобные расслабляющие остановки нужно делать через каждые четыре часа.
КСТАТИ
По опросам дальнобойщиков, дорожный гипноз овладевает людьми этой профессии с 13.00 до 15.00 и с 3.00 до 6.00 утра. Поэтому многие из них берут с собой в дальний рейс пассажиров, которых предупреждают о том, что могут заснуть за рулем, и просят быть начеку.