Глава ГИБДД по РТ хочет поставить вопрос о внедрении номеров с RFID-метками на уровне Путина
Идею тотальной RFID-идентификации машин обсудят в Казани на конференции, которую шеф ГИБДД по РТ Рифкат Минниханов сегодня назвал «эпохальным» событием. Предполагается, что чипы, встроенные в автономера, переведут контроль за водителями на новый уровень и будут «стучать» по каждому превышению скорости в режиме онлайн. Эксперты «БИЗНЕС Online» замечают, что Татарстан всегда на полкорпуса впереди, но с этим «немножечко торопится» — нет законодательной базы, да и сами технологии пока хромают.
РИФКАТ МИННИХАНОВ МЕЧТАЕТ О RFID-ЧИПИЗАЦИИ АВТО
Местом для продвижения идеи по оснащению традиционных автономеров так называемыми RFID-метками (иначе говоря, метками радиочастотной идентификации) станет грядущая IV международная научно-практическая конференция «Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: интеллектуальные транспортные системы», которая пройдет в Казани 25 - 26 февраля. Об этом сегодня в ходе пресс-конференции в «Татмедиа» сообщил глава ГИБДД Татарстана Рифкат Минниханов. Неподдельный интерес к конференции проявили компании из Австрии, Бельгии, Беларуси, Германии, Канады, Казахстана, Киргизстана, США и Финляндии. Федеральную госавтоинспекцию в Казани будет представлять генерал-лейтенант полиции, начальник главного управления по обеспечению БДД МВД РФ Виктор Нилов.
«Есть много вопросов, которые лягут в резолюцию конференции, — сказал Минниханов. — Это касается вопросов системы 112, интегрированных систем контроля за нарушениями, систем взимания платы, ну и, конечно, использования госномеров с применением RFID-технологий. Конференция серьезная, и, может быть, на уровне Российской Федерации к этой теме повернутся лицом». Шеф ГИБДД Татарстана пообещал также озвучить предложения на Госсовете по безопасности дорожного движения, который состоится в марте по поручению президента РФ Владимира Путина.
По замыслу, RFID-метками предполагается снабдить все автомобильные номера, что обеспечит их гарантированное считывание на расстоянии — используемые сейчас для этой цели видеокамеры не всегда дают нужный результат, особенно в непогоду. Журналистам продемонстрировали ролик с идиллической картинкой. Машины с помощью установленных на них чипов-меток предупреждают друг друга об опасностях, обмениваясь информацией о дорожно-транспортной ситуации. Ну а сигналы превышения скоростного режима сразу уходят в ГИБДД, где чуть ли не в режиме реального времени выписывается штраф. Такое будущее с тотальным «поводком и ошейником» готовят нам борцы за безопасность дорожного движения.
«RFID эффективны не только в номерах, но и в рамках оплат платежей, отслеживания транспортных средств, — продолжил Минниханов. — Если будет принято политическое решение, Россия приблизится к западным разработкам. Самое оптимальное, когда номер сразу идет с радиочастотной меткой. Надо уходить от алюминия, переходить к композитным материалам». Он пояснил, что есть московские наработки, считывание которых ведется с 30 метров и более, тогда как на обычных алюминиевых номерах RFID распознается с 10, максимум 20 метров.
«RFID эффективны не только в номерах, но и в рамках
оплат платежей, отслеживания транспортных средств»
Отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online» о том, кто, по мнению властей, должен будет платить за радиометки, Минниханов сообщил, что стоимость метки до изменения курса доллара составляла 300 рублей. «Она будет в стоимости госномера», — предположил глава ГИБДД. К слову, в 2016 году госпошлина за регистрацию (постановку на учет) автомобиля с изменением или выдачей госномера составляет 2850 рублей.
«Вопрос не о деньгах, а об эффективности использования элементов, — добавил глава ГИБДД. — Я могу и ошибаться, я свое мнение высказываю. Но мы же не можем топтаться на месте. Должна быть система, которая связана с безопасностью».
В ГЕОЛОКАЦИИ СИСТЕМЫ 112 УЧТУТ ЗАПАДНЫЙ ОПЫТ
Всего на конференции по интеллектуальным транспортным системам, которую Минниханов назвал «эпохальным событием», свои разработки представят 32 компании, в основном отечественные. Некторые из них в перспективе возьмут на вооружение в ГИБДД.
Замминистра информатизации и связи РТ Анатолий Геллер рассказал, что бюджет развития интеллектуальных транспортных систем в прошлом году в Татарстане составил 14 млн. рублей. Из которых 10 млн. — федеральные субсидии для мониторинга движения пассажирского транспорта в муниципалитетах. Оставшиеся 4 млн. рублей выделила республика. В этом году бюджета развития в минсвязи РТ пока нет. В рамках конференции по безопасности Татарстан покажет и расскажет опыт работы системы 112. Школьные автобусы, экстренные службы, дорожная техника на 80% включены в систему мониторинга.
«Время от времени у нас происходят трагедии, все они происходят с транспортом, не присоединенным к системе, так называемыми «серыми» автобусами», — заявил Геллер.
Здесь журналисты вспомнили о скандале, разгоревшемся вокруг службы 112 после зверского убийства активиста федерации рыболовов-любителей Сергея Елесина, который вышел на федеральный уровень. Напомним, Елесин звонил в службу спасения, но на помощь ему не пришли, а убийцы, вернувшись с бензином, сожгли его вместе с машиной.
«На конференции будут рассматриваться все вопросы без привязки к конкретным событиям, потому что событий происходит очень много, — сказал Минниханов, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online» о геолокации системы 112. — И в рамках технических средств где-то бывают недоработки, где-то и человеческий фактор существует. Честно говоря, изначально планировалось в рамках конференции провести тестовые испытания вместе с западными коллегами, связанные с интеграцией нашей системы 112. Но испытания не по нашей вине перенесли на более позднее время».
Геллер, отвечая на вопрос, пояснил, что система сработала согласно своему регламенту. «Мы вопросом геолокации озаботились еще в 2012 году, технологически геолокация возможна, но качество ее очень спорно. То, что этот трагический случай произошел до выхода технологических регламентов, это не возможно предугадать», — сообщил Геллер и снова уточнил, что с 2012 года Татарстан готов выполнять функцию геолокации.
«ТАТАРСТАН ИДЕТ НА ПОЛКОРПУСА ВПЕРЕДИ ОСТАЛЬНЫХ РЕГИОНОВ, НО...»
Эксперты «БИЗНЕС Online» оценили перспективы введения в Татарстане и в России законодательной базы для оснащения радиометками номеров автомобилей.
Вячеслав Лысаков — депутат Госдумы, председатель движения автомобилистов «Свобода выбора»:
— Сразу скажу: в этой идее не надо искать «теорию заговоров», Я прекрасно знаю Рифката Нургалиевича, это очень толковый специалист, но иногда Татарстан идет на полкорпуса впереди остальных регионов России. Не только в техническом или технологическом смысле, но и в правовом. Иногда еще нет правовой базы, а Татарстан уже внедряет определенные новации. Так было со штрафом по результатам фото-, видеоконтроля за не пристегнутый ремень, за не включенные фары. Я знаю, что за это в ручном режиме инспектора штрафы выписывали... Татарстан иногда на целый корпус идет впереди остальных регионов, внедряет многие вещи... но иногда немножечко торопится.
RFID-метки из этой же серии. У нас нет никакой нормативно-правовой базы, которой бы мы заставили, обязали водителей эти метки размещать на номерах. Кто будет их размещать, за чей счет, кто будет их разрабатывать, есть ли база? Не знаю, я не слышал. Но под эту идею нужна какая-то проектно-сметная документация, финансово-экономическое обоснование. Надо понять, какое производство будет этим заниматься, какова будет стоимость этой метки и считывающей аппаратуры. Сколько денег из госбюджета на это пойдет, на оснащение этой аппаратурой подразделений Госавтоинспекции, на создание программного обеспечения и все остальные стороны администрирования этого процесса.
И, самое главное, кто будет оплачивать метку и ее размещение на номерном знаке. Если владельцы, то мы не можем их обязать это делать. Другое дело, если машины будут выходить с заводов, уже оснащенные этими метками на номерах... или метки будут ставиться на номер, когда машина будет регистрироваться на владельца. Всегда вопрос упирается в стоимость и состоит в том, кто будет за это платить. Сейчас я пока вижу целый комплекс проблем, начиная от финансово-экономического обоснования и кончая соответствующей документацией, решением вопроса о производстве, о том, за чей счет будут оснащаться приборами считывания меток подразделения ГИБДД. Здесь масса вопросов, поэтому пока воспринимаю это как идею, и идею неплохую. Но прежде чем какое-то техническое новшество внедрять, необходимо определиться с финансовой стороной, с производственной стороной, со стоимостью и с тем, кто будет платить за ту или иную часть этого проекта. А если это требует бюджетных затрат, то это потребует заключения министерства финансов. И когда все это будет прорисовано, прописано в деталях, тогда придет время думать о том, как под это подвести нормативно-правовой фундамент, чтобы вся эта идея заработала на практике. А пока это только идея. Здесь еще много пробелов и вопросов.
ВПЕРЕДИ ВЫБОРЫ — ДО ЭТОГО ГОСДУМА НЕ РЕШИТСЯ НА ИЗМЕНЕНИЯ
Леонид Ольшанский — вице-президент движения автомобилистов России:
— Ответ на это предложение один: согласно части 3 статьи 55 Конституции России любое ограничение прав граждан возможно только по федеральному закону. Ни начальник Госавтоинспекции республики, ни министр внутренних дел России не могут этого сделать своими документами. Но ограничение всегда предусматривает и наложение обязанностей. Платить ли штраф, платить ли ОСАГО, оснащать ли автомобили такими приборами — все это можно сделать только через Государственную думу путем внесения изменений в федеральный закон.
На утверждение этого предложения уйдет время. Надо писать законопроект, найти, кто из депутатов его внесет, и бороться в Госдуме, чтобы он прошел. Но учитывая, что 16 сентября у нас выборы в Государственную думу, шансов на прохождение этого законопроекта, который в наше сложное время накладывает новое бремя на водителей, я думаю, нет.
Судя по всему, все это делается в интересах той фирмы, которая и будет такие приборы изготовлять и продавать. Водители к таким нововведениям не готовы. И, я уверен, будут против них бороться.
«БУДУТ УДАЛЯТЬ, ВЫРЕЗАТЬ С АВТОМОБИЛЯ ЭТИ МИКРОСХЕМЫ»
Рамиль Хайруллин — региональный представитель федерации автомобилистов России:
— С точки зрения автомобилистов, такая метка совсем не нужна. А вот сотрудникам ГИБДД она нужна. Для них это самая необходимая вещь, потому что сейчас, на грязных дорогах, номера у автомобилей грязные. Камеры считать их не могут. Так что метки RFID будут работать прежде всего в их интересах.
Какой будет реакция водителей? Добровольно никто не согласится такие метки ставить. Это ведь фактически гарантирует постоянную слежку за вами: все будут знать, где вы находитесь и чем занимаетесь. А если за это еще и деньги будут брать, но никто на своем автомобиле не будет их устанавливать. Ну будут удалять, вырезать с автомобиля эти микросхемы, чем-то их закрывать, вырезать, мешать этому датчику работать.
Петр Шкуматов — координатор общества «Синие ведерки»:
— Как показывает практика, RFID-идентификация — это метка, которая встраивается в госномер и выглядит как некий нарост. В некоторых странах это введено, но, как правило, за счет необходимости идентификации большого количества автомобилей в потоке происходит довольно много ошибок. Радиочастотная идентификация может с очень плохой точностью работать по распознаванию конкретного транспортного средства. Для цели фиксации нарушений это очень плохая идея.
А для цели контроля за проездом возникает вопрос: зачем просто контролировать проезд транспорта по дорогам. Эти номера дорогие, стоят несколько тысяч рублей за номер. В России, насколько мне известно, производства такого типа номерных знаков нет. Они довольно чувствительны к агрессивной среде, реагентам различным. Они довольно часто ломаются, и водитель никак не может понять, сломалась ли эта штука у него на номере или нет.
В действительности, если мы посмотрим на опыт эксплуатации, единственное место, где эти метки могут применяться — это платные дороги. Но там есть свои транспондеры, которые отвечают за идентификацию автомобиля, — люди их приобретают, ставят внутрь салона. Для чего этот огород городить, если заведомо ни для чего, кроме контроля проезда на определенных участках улично-дорожной сети, эта штука, по сути, непригодна?
Эта идея вообще никому не нужна — ни водителям, ни государству, и даже спецслужбам она не нужна, потому что у них есть другие способы контроля передвижения. Эта штука может быть полезна только какому-то определенному производителю, который хочет получить гарантированный многомиллиардный заказ, это очень большой кусок, который, естественно, привлекает внимание довольно большого количества заинтересованных лиц.
Если водителей обяжут, то они будут ставить, никуда не денутся, но говорить, что люди готовы вынуть из кармана 5 тысяч рублей на замену номерных знаков... И непонятно для чего. Практика показывает, что если это кому-то нужно, законы меняются довольно быстро. Но тут другой вопрос: что с помощью этих меток собираются делать?
Комментарии (21)