Вчера операторы и контролеры татарстанского розничного рынка нефтепродуктов, собравшись в кабмине, рассказали СМИ, что они делают для того, чтобы АЗС в Татарстане торговали горючим приличного качества. Цель, таким образом, выглядела общей, но при более пристальном рассмотрении выясняется, что под борьбой за качество каждый из субъектов этого рынка подразумевает свое.
Начальник управления по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов в РТ (оно возникло после упразднения Госнефтеинспекции РТ, имевшей двойное - татарстанское и федеральное - подчинение, когда Федерация отказалась от этой контролирующей структуры) Роберт Гилязиев сообщил радостную весть. Усилиями его управления в прошлом году заработала система добровольной сертификации (СДС) автозаправок. Сегодня 34 АЗС в Татарстане имеют право использовать значок с надписью "СДС АЗС" и силуэтом топливораздаточной колонки с "пистолетом", приставленным к ее "голове"...
Семь из этих АЗС - частные, входящие в состав Ассоциации независимых предприятий нефтепродуктообеспечения РТ, преимущественно казанские. Остальные принадлежат структурам Татнефти (три из этих АЗС - в Казани, 10 - за пределами Татарстана).
Бросается в глаза несоответствие нынешней структуры СДС структуре рынка нефтепродуктов в Татарстане. На этом рынке около 350 членов Ассоциации независимых АЗС и примерно по полторы сотни АЗС у крупнейших игроков - Татнефти и Татнефтепродукта. Однако Татнефть как наиболее чуткая к государственным веяниям включилась в процесс добровольной сертификации наиболее активно, "частники" проявили умеренную готовность, а Татнефтепродукт (ТНП) ее игнорирует, как и ведомственные АЗС.
Симптоматично, кстати, что гендиректор ТНП Рустам Сабиров первоначально вообще не значился в списке приглашенных в кабмин на эту встречу с прессой. Но он все-таки явился и рассказал, как в Татнефтепродукте налажена собственная система контроля качества горючего на каждом этапе его движения с завода-производителя до потребителя. И тем самым весьма прозрачно намекнул, что сертификация силами очередной госструктуры нужна лишь тем продавцам, которые не в состоянии сами гарантировать надлежащий уровень своего товара.
Еще более откровенным в беседе с "ВК" был главный инженер ТНП Замфир Закиров: "Мы считаем ниже своего достоинства вешать еще какие-то знаки, кроме нашего товарного знака. Я своим всегда говорю: ради бога, ребята, не кричите о высоком качестве! Такой крик у кого хочешь вызовет сомнения. А контролировать АЗС все хотят...". Кстати, ТНП в свое время уклонялся от лицензирования своих АЗС, пока это лицензирование не было отменено на федеральном уровне.
Понятно, что наиболее уязвимыми для всяческих контролеров являются независимые автозаправщики. Между тем председатель их ассоциации Николай Горюнов утверждает, что если АЗС торгует не "бутером" (что должно быть предметом внимания не контролеров качества, а правоохранительных органов), то качество горючего в очень малой степени зависит от АЗС: "Мы продаем тот товар, который производят заводы-производители". И повышение качества бензина на автозаправках в течение последних двух лет, таким образом, происходит не столько из-за существования республиканских контролеров, сколько из-за повышения качества производства на НПЗ.
Что до СДС, то вхождение в эту систему для "независимых" является, судя по всему, поиском наименее разорительной "крыши", или, как выразился в беседе с "ВК" Николай Горюнов, попыткой "сообща защититься от чиновников". Ведь желающих контролировать АЗС за весьма неразумную плату - хоть отбавляй.
Ростехнадзор, например, настаивает, что каждая АЗС - не просто "опасный непроизводственный объект", как пока считается, а опасный производственный объект. По сути соответствующего законодательства, говорит г-н Горюнов, это означает, что "каждая АЗС должна быть обнесена оградой, колючей проволокой, и каждый, кто туда прибывает, должен проверяться на предмет наличия у него опасных веществ!". МЧС с пожарнадзором тоже не ходят мимо АЗС без добрых шуток. Горюнов рассказал "ВК", как пожарная служба предъявила АЗС требование: песок, который должен быть в запасе в целях пожаротушения, должен быть не простым песком, а лишь тем, который можно приобрести в специально указанной структуре. А в Госдуму уже внесен проект об обязательном страховании ответственности владельцев АЗС...
Словом, понятно, что каждая из этих инициатив на выбор, даже не оценивая степени их разумности, способна в короткие сроки поднять расходы АЗС, а значит, и розничную цену бензина до взрывоопасного уровня. Добровольная сертификация, если бы она могла защитить автозаправщиков от прочих борцов за безопасность и качество, была бы наиболее дешевой из дорогостоящих неприятностей.
Впрочем, подобная попытка в Московской области, говорит Николай Горюнов, уже дискредитировала систему добровольной сертификации качества в глазах владельцев АЗС. Там власти стали через СМИ пропагандировать заправки, вошедшие в СДС, намекая, что у прочих (тех, кто не захотел тратиться на добровольную сертификацию) качество бензина под большим-пребольшим вопросом. Тогда эти прочие стали обращаться в суд, указывая на нарушение антимонопольного законодательства, и СДС затормозилась.
Комментарии (5)