Состояние и перспективы машиностроительного комплекса Татарстана обсуждали сегодня во второй половине дня в Набережных Челнах члены Кабинета Министров РТ, депутаты Госсовета республики, представители крупнейших промышленных предприятий, малого и среднего бизнеса, а также банковских структур и высших учебных заведений.
Провел совещание по вопросам развития машиностроительного комплекса Премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов, сообщает пресс-служба Кабмина РТ.
Напомним, что сегодня Премьер-министр Республики Татарстан Рустам Минниханов прибыл в Набережные Челны для проведения выездного совещания по итогам ввода в строй жилья за первое полугодие 2007 года. Как отметил глава Правительства РТ, сегодня очевидно, что капитализация наших машиностроительных предприятий довольно низкая, а значит низка и их инвестиционная привлекательность. «Необходимо серьезно поработать над доходностью этих предприятий. Сегодняшнее совещание дало много тем для размышлений, – отметил Премьер-министр РТ. – У нас совершенно нет станкостроения, мы не выпускаем технику сельскохозяйственного назначения, не развито электротехническое производство. Предприятия, которые работают на территории республики, отстали от современных тенденций и существуют на таком уровне, что не могут быть конкурентными. Необходим целый комплекс мер для серьезного развития машиностроительного комплекса Татарстана».
Вместе с тем, он отметил позитивную динамику ОАО «КАМАЗ». «Вспомните, какие у предприятия были долги, и что мы видим сейчас – это предприятие с высокой капитализацией. Для этого необходимы желание работать и команда единомышленников», – сказал Премьер-министр РТ. Он поддержал предложение генерального директора ОАО «КАМАЗ» Сергея Когогина о создании в республике собственной бизнес-школы. Республика действительно испытывает недостаток высококвалифицированных управленцев высшего звена, отметили сегодня почти все выступавшие на совещании. Это касается экономики в целом и машиностроительного комплекса в частности. Правительство РТ пытается решить проблему, выделяя гранты на обучение молодых специалистов за рубежом. Но, возможно, пришла пора создавать собственный учебный центр. По словам Сергея Когогина, средства на эти цели готовы выделить многие крупные промышленные предприятия – кто сколько сможет.
Директор Центра экономических и социальных исследований РТ Алевтина Кудрявцева, выступая на совещании, отметила, что «перед машиностроительным комплексом республики стоят очень сложные задачи с учетом таких проблем, как низкая производительность труда, износ основных средств, высокая энергоемкость и низкая управленческая культура, а также невысокий уровень инновационности».
Между тем машиностроительный комплекс является одним из основных в экономике республике и ему отводится ведущая роль. Четверть всех республиканских товаропроизводителей входит в машиностроительный комплекс. По итогам первого полугодия предприятиями машиностроительного комплекса отгружено товаров и продукции на общую сумму 339 млрд. рублей, индекс промышленного производства составил 109,9 процента, рост в отраслях машино- и приборостроения за 6 месяцев года составил 118,5 процента.
Алевтина Кудрявцева отметила, что в машиностроительном комплексе республики существует пять направлений – автомобилестроение, авиастроение, общее машиностроение, специальное машиностроение и приборостроение.
Подробнее он остановилась на работе ОАО «КАМАЗ», который в общей доле всего машиностроительного комплекса занимает около 40 процентов. В 2007 году предприятие произведет 53,7 тыс. автомобилей, к 2010 году по прогнозам производство достигнет более чем 70 тыс. авто (или 118 млрд. руб.) в год. Что касается производства «Северсталь-авто», который производит автомобили на территории Татарстана, то к 2010 году предприятие будет выпускать 185-190 тыс. авто в год на сумму 190,8 млрд. руб.
Алевтина Кудрявцева также перечислила прогнозные показатели развития таких предприятий, как КАПО им. Горбунова (производство самолета Ту334), ОАО «Казанский вертолетный завод», КМПО (к 2010 году планируется объем продукции на сумму 4,32 млрд. руб.), Завод им. Горького. По ее словам, сегодня доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции предприятий машиностроительного комплекса составляет от 20 до 60 процентов.
Премьер-министр РТ Рустам Минниханов сообщил, что в ближайшие пять лет Камский промышленный узел увеличит производство в разы и внесет существенный вклад в экономику республики. Это и ОАО «КАМАЗ», и стоящийся Комплекс нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий в Нижнекамской зоне, и особая экономическая зона «Алабуга». Сдерживающим фактором развития машиностроительного комплекса Рустам Минниханов назвал отсутствие профессиональных кадров. «Сегодня мы должны обеспечить промышленность и управляющим менеджментом, и рабочими специальностями, – сказал он. – Все должно развиваться сбалансировано».
Генеральный директор ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» Рафинат Яруллин сообщил о развитии производства автомобильных комплектующих из полимерных материалов и пластмасс на территории республики. По его словам, это направление является одним из самых перспективных для республики. Рафинат Яруллин напомнил, что сегодня ОАО «Татнефть» и компания «Basell» рассматривают возможность создания совместного предприятия по производству автокомплектующих на базе полимеров. Он также сообщил, что компания «Magna International» (Канада) планирует инвестировать в Татарстан 25-30 млн. долларов – для создания совместного предприятия по выпуску автокомплектующих.
Александр Бриндиков, представитель Рособоронэкспорта, обозначил болевые точки машиностроительного комплекса: технологическое перевооружение и проблема восполнения инженерных кадров.
На совещании в Набережных челнах выступили генеральный директор КИП «Мастер» Максим Стеблов, генеральный директор ОАО «Завод им. Серго» Радик Хасанов и др.
В конце совещания Премьер-министр РТ Рустам Минниханов вручил награды лауреатам и дипломантам третьего республиканского конкурса на соискание премий Правительства Татарстана за качество. Позднее глава Кабинета Министров РТ принял участие в церемонии запуска в производство внедорожника «Ssang Yong Rexton II» на ОАО «ЗМА».