На «голландском» аукционе РАД наследство обанкротившегося казанского автодилера выкупили по 106,7 млн рублей.
Старейший дилерский центр угасающей автомобильной империи «АКОС», пущенный с молотка за непогашенные долги по кредитам Сбербанка, продан. Как стало известно «Реальному времени», комплекс из пяти зданий на Горьковском шоссе, 49, находившийся в залоге у банка, выкупила после трех шагов понижения цены казанская компания «Вежари», совладельцами которой являются Евгений и Луиза Сеньковские, развивающие цветочную сеть «Букет столицы». Стоимость сделки составила 106 млн 777 тысяч 777 рублей, что, на первый взгляд, вдвое меньше заявленных требований банка к должнику.
Флагманский мультибрендовый автоцентр «АКОСа» на Горьковском шоссе, прекративший после 20 лет работы продажи автомобилей иностранных и российских марок с началом инициирования Сбербанком процедуры банкротства, обрел нового собственника.
Продано с «голландского» аукциона
«Российский аукционный дом», выступающий агентом по реализации дефолтных активов крупнейшего федерального банка по всей в стране, завершил на прошлой неделе продажу этого проблемного актива. Нижегородский филиал РАД опубликовал 27 ноября в едином федеральном реестре сведений о банкротстве протокол о результатах продажи одного из имущественных комплексов «АКОСа» — ООО «Автоцентр ГШ», куда были «упакованы» пять зданий различного назначения общей площадью 10 тысяч кв. м и земельный участок в 2 га. В результате аукциона победителем было признано ООО «Вежари», зарегистрированное в Казани.
Как следует из официального сообщения РАД, актив был продан посредством публичного предложения, т. е. когда победителем торгов признается тот, кто первым подаст в установленный срок ценовую заявку. Иначе говоря, продажа состоялась по правилам «голландского аукциона», в ходе которого вначале объявляется самая высокая цена, а затем ставки снижаются до той, на которую согласится первый покупатель. Надо сказать, что в этом году эта схема продаж получила широкое распространение у Сбербанка, т. к. такой способ значительно ускоряет аукционные продажи.
«У способа продажи посредством публичного предложения много общего с «голландским аукционом», но в чистом виде их правила несколько отличаются, — уточнил «Реальному времени» представитель нижегородского филиала РАД Леван Шакая. – По правилам «голландского аукциона» после первой заявки претендента цена может идти вверх до максимальной цены участника-победителя, тогда как по схеме публичного предложения она может меняться в разную сторону, но не может быть меньше цены, действующей на конкретном этапе торгов. Кроме того, участники публичного аукциона «не видят» друг друга». По данным РАД, в этом году по этой модели было продано почти 50 процентов дефолтных активов Сбербанка».
Не исключением явилось и имущество «АКОСа», которое как раз и «отправили» по «голландской» схеме. Начальная цена лота с имуществом «Автоцентр ГШ» была установлена в 117,454 млн рублей, а цена отсечения, ниже которой его нельзя приобрести, в 96,099 млн рублей. В этом ценовом коридоре и разгорелась захватывающая борьба «Вежари» с невидимым противником, который так и не смог выйти на конкурсные торги. «В голландском аукционе покупатель знает какую цену предложил конкурент, а в «публичке» такого нет. Только когда закончится период покупатель узнает победил он или нет», — отметил Леван Шакая.
Успеть за 3 минуты до закрытия
Аукцион был объявлен 14 ноября, а последний срок приема заявок был установлен на 29 ноября. При этом организаторы торгов определили три временных этапа, при переходе которых цена автоматически снижается. На первом, т. бье. в первые пять дней с 14 по 19 ноября, стартовая цена в 117,5 млн рублей не может меняться и составила 117,5 млн рублей. Если за это время заявка не потупила, то аукцион переходит во второй этап. С 19 по 24 ноября стартовая цена автоматически снижается на 5%, т. е. до 106,7 млн рублей. На третьем этапе — с 24 по 29 ноября — может «падать», но до границы отсечения — до 96,09 млн рублей. Таким образом, «окно» для игры на понижение цены открылось с 19 ноября.
Интересно, что с этого момента ни одной заявки от покупателей, оформивших обеспечительный взнос, не поступило. Конкурсная тишина грозила явной вероятностью уйти аукциону в третий этап, когда покупатель получит желанное право купить лакомый актив по предельно низкой цене. Но буквально в последние часы до закрытия второго этапа — в 16.56.58, т. е. за 3 минуты до перехода в третий этап торгов, «Вежари» рванула и подала ценовое предложение в размере 106 млн 777 тысяч 777 рублей. Это чуть–чуть превысило цену продажи, уставленной для второго этапа.
На первый взгляд может показаться, что у владельцев «Вежари» в последний момент просто сдали нервы, ведь компания легко могла выйти в третий этап и сэкономить порядка 10 млн рублей. Однако на заключительном этапе аукционной борьбы могли появиться новые участники и тогда ей пришлось бы биться в низшем ценовом коридоре до 96 млн рублей, на которых могли заявиться неназванные конкуренты. Судя по всему, «Вежари» решила не рисковать и предпочла переплатить порядка 10 млн рублей, нежели оказаться у «разбитого корыта». К тому же ей не было известно, подал ли еще кто-нибудь обеспечительную заявку, а на втором этапе торгов «Вежари» оказалась единственным участником торгов вне конкуренции.
Наследство «АКОСа» перейдет «цветочникам»
По словам организаторов торгов, с «Вежари» в течение пяти дней после аукциона должен быть заключен договор на приобретение имущества, а в течение 30 дней покупатель обязан оплатить покупку. После этого денежные средства будут перечислены на счет конкурсного управляющего для погашения требований кредиторов», сообщил менеджер объекта Леван Шакая. — После их распределения среди кредиторов «АКОСа» конкурсное производство может быть закрыто», — уточнил он. Помощник конкурсного управляющего ООО «Автоцентр ГШ» Анна Ларина подтвердила эту информацию. В целом три лота, в которые были упакованы все дефолтное имущество «АКОСа», были проданы за 126 376 490,72 руб. По словам Шакая, большую помощь в организации торгов оказали конкурсные управляющие, и конечно, сам Сбербанк, которые оперативно согласовал всю необходимую документацию.
Остается добавить, что продажа жемчужины «АКОСа» по модели «голландского аукциона» состоялась лишь с третьей попытки. Причем, как следует из документов, размещенных на сайте банкротств, стартовая цена многократно снижалась: в июне этого года она была определена в 213,5 млн рублей, в августе — 160,2 млн рублей, в сентябре — 138,8 млн рублей, в конце октября зафиксировалась на уровне 117,5 млн рублей.
О покупателе имущества «АКОСа» неизвестно ничего. Согласно данным базы «Спарк-Интерфакс», компания, зарегистрированная в 2001 году, специализируется на розничной торговле цветами и другими растениями, семенами и удобрениями в специализированных магазинах. Ее основными владельцами являются Евгений и Луиза Сеньковские, которые известны на казанском рынке как основатели цветочной розничной сети «Букет столицы» и «Клумба». На конец 2016 года выручка от продажи у компании составила 26,68 млн рублей, чистая прибыль — 169 тысяч рублей. Таким образом, приобретение наследства «АКОСа» могло вызвать финансовое напряжение у компании.
Каким образом они будут развивать доставшийся им комплекс, в компании пока не раскрывают. «Мы обязательно расскажем, но позже», — пообещал представитель «Вежари». Зато участники цветочного бизнеса уверены, что здесь вряд ли здесь будут продавать цветы, т. к. 106 млн слишком большая цена для этого. «Они что-нибудь новое придумают», полагают владельцы цветочных сетей.
«Вежари» можно поздравить!
«Безусловно, автосалон на Горьковском шоссе достался новому собственнику по выгодной цене, с чем их можно поздравить!», — прокомментировал продажу «Реальному времени» один из основателей автохолдинга «АКОС» Михаил Котляров. — Ведь его залоговая стоимость была оценена в 600 млн рублей при получении нами кредита на 300 млн рублей. Это просто замечательная покупка!», — не скрывал он своего ехидства.
На вопрос «Реального времени», могли бы основатели «АКОСа» «потянуть» эту сумму, чтобы возродить бизнес, он ответил категорическим «нет». «Долги накапливались не с 2012-го, а с 2008 года, поэтому у нас уже не оставалось шансов», — заявил Михаил Котляров.
Напомним, «АКОС» подвергся процедуре банкротства по нескольким искам Сбербанка, у которого дилерские компании автохолдинга открыли в 2012—2014 годах кредитные линии общей суммой в 300 млн рублей для пополнения оборотных средств, но не смогли расплатиться. Основными должниками оказались ООО «Фирма Имавто» и ООО «Автоцентр ГШ», которое предоставило залог по кредиту в виде имущества на Горьковском шоссе, 49. В декабре 2016 года по требованию Сбербанка на ООО «Автоцентр ГШ» было введено конкурсное производство. Как следует из материалов дела, в реестр кредиторов третьей очереди было включено требование Сбербанка в размере 210 359 693,44 руб. из них: 203 558 358,59 руб. — просроченная судная задолженность, 3 894 038,80 руб. — просроченная задолженность по процентам, 2 801 767,21 руб. — неустойка за несвоевременное погашение кредита, 105 528,84 руб. — неустойка за несвоевременную уплату процентов. Хватит ли вырученных от продажи имущества «АКОСа» 126,4 млн рублей для погашения долга в 210,4 млн рублей перед Сбербанком, остается загадкой. Получить комментарий конкурсного управляющего «АКОСа» вчера не удалось.
Между тем, автодилерский холдинг «АКОС» все сильнее утрачивает свои позиции на рынке. Осенью прекратилась продажа автомобилей Nissan и Datsun в казанских автосалонах на проспекте Победы, 214. Как уже рассказывало «Реальное время», здание, в котором располагались два автосалона «АКОСа» площадью 1079 и 4597 кв. м и земельный участок площадью 7 517 «квадратов» выставлены на продажу. В сообщении о продаже указывалось, что здание оснащено всеми инженерными телекоммуникациями, а объект находится на первой линии с высоким автомобильным трафиком. Стоимость здания автосалона оценена собственником в 299 млн рублей. По сведениям источника, близкого к компании, дилерские контракты сохранились лишь на продажу двух иностранных марок — Infiniti и Nissan, но только в Набережных Челнах, и на отечественный ГАЗ (Казань, Набережные Челны).
Комментарии (1)