Многие страховые компании, работающие на татарстанском рынке, необоснованно затягивают, а то и вовсе отказываются от выплат компенсаций по ОСАГО и КАСКО. Подобное случалось и прежде, но сейчас речь идет о массовом явлении, то есть отказ от выплат все чаще и чаще возводится страховщиками в ранг политики. И это грозит уже в ближайшем будущем парализовать всю систему страхования автогражданской ответственности.
Арбитражный суд РТ буквально захлестнула волна исков страховых компаний друг к другу. И львиная доля исков связана с задержками расчетов по ОСАГО. Ситуация стандартная: после ДТП пострадавший получает по полису КАСКО компенсацию в своей страховой компании, после чего та получает право выставить счет (точнее "регрессивное требование") страховой компании, застраховавшей по ОСАГО виновника аварии. На компенсацию своих убытков. Счет-то выставляет, а оплачивать его коллеги по страховому бизнесу не спешат. Так или почти так начинались все судебные войны, идущие ныне между страховщиками.
- Проблемы с неплатежами начались еще семь лет назад с введением ОСАГО, - поясняет президент Союза страховщиков РТ Рустэм Сабиров, - но это были единичные случаи, надзорные органы быстро убирали такие страховые компании с рынка ОСАГО. Но сегодня число компаний-неплательщиков, не выполняющих свои обязательства и перед клиентами, и перед партнерами, резко увеличилось. В Татарстане есть ряд страховых компаний, которые платят только через суд. То есть добровольно не платят в принципе, ни при каких обстоятельствах. Вот если их суд "прижмет" или речь пойдет об отзыве лицензии, тогда выплачивают.
Почему так происходит? Специфика ОСАГО такова, что для надежного выполнения своих обязательств страховая компания значительную часть средств от продажи полисов должна направить на формирование страховых резервов, из которых и производятся выплаты. К формированию этих резервов компании подходили по-разному. Кто-то действительно размещал деньги в надежных банках. А кто-то создавал на них новые филиалы, тратил на завышенные зарплаты себе или завышенные вознаграждения своим агентам, а то и просто воровал. Именно эти компании сегодня в числе первейших неплательщиков и "задают тон" в судах.
На что при этом надеются? На то, что автовладельцы об их политике не узнают, во всяком случае узнают не сразу, а значит, будут нести деньги, покупать полисы. В некоторых случаях, когда речь идет о небольшой сумме, страховщики надеются, что клиенты махнут рукой и не станут ввязываться в судебные тяжбы из-за 2 - 3 тысяч рублей. Порой, зная, что все равно придется заплатить, хотят получить отсрочку на два-три месяца, а при известной ловкости - и больше. А там, через месяц-другой, может, кризис пройдет, может, с небес свалится сумасшедшая сумма, а может... да мало ли что еще может случиться.
В результате происходит следующее: произошло 100 ДТП, а резервов у такой компании хватает лишь на 50, понятно, что остальным клиентам под всяческими предлогами платить не станут. Другой пример. Из центрального офиса приходит приказ: филиалу уменьшить убытки на 30 процентов. Но руководитель филиала не может снизить аварийность на дорогах на 30 процентов. Что ему делать? Начинаются отказы в выплатах страховок. А пока суд да дело, в Москву уходит отчет: снизили убытки на целых 50 процентов. О, молодец! А то, что эти убытки отложены и через пару месяцев вернутся со штрафными санкциями, в данный момент его мало волнует.
Однако ситуация усугубляется тем, что выплачивать компенсации перестают не только нерадивые страховщики, но и те, у которых с резервами все в порядке. И понять их отчасти можно.
ОСАГО - это система. Сегодня ты не платишь компенсации другой страховой компании за своего клиента-виновника ДТП, завтра же сам обращаешься к ней за расчетом уже по ее клиенту-виновнику. Если ты при этом футболил и гонял партнера по судам, не приходится возмущаться, что тебе платят той же монетой. В результате взаимных неплатежей механизм работы ОСАГО заклинивает: компании перестают выплачивать не только друг другу, но и своим пострадавшим клиентам, зная, что виновник ДТП застрахован у злостного неплательщика компенсаций.
Только с начала года с российского рынка ОСАГО ушли сразу девять страховых компаний. Для сравнения: прежде за год лишали лицензии от силы две-три компании-карлика, а сегодня уходят гранды, входившие в первую десятку по сборам ОСАГО в Татарстане, такие как "Дженерал Резерв" или "Метрополис". Их уход означает, что на нашем рынке осталось нескольких тысяч ничем или почти ничем не обеспеченных полисов. Причем эти полисы по-прежнему продаются: на Тэцевской стоят страховые агенты, которые предлагают их со значительными скидками. И все законно: они взяли бланки, пока у компаний еще действовала лицензия. Получить же страховку по таким полисам невозможно.
- Нельзя сказать, что расчеты между страховщиками по автогражданке полностью прекратились, - уточняет Рустэм Сабиров. - Другой вопрос, что вместо закона и системы на первый план выходят межличностные отношения и джентльменские соглашения. Руководители крепких страховых компаний договариваются друг с другом погашать долги и т.п.
В заключение корреспондент "ВК" попросил президента Союза страховщиков РТ дать автовладельцам несколько рекомендаций по выбору страховой компании. Сабиров посоветовал, во-первых, не гоняться за дешевыми полисами. Во-вторых, порыться в Интернете, зайти на сайт Российского союза автостраховщиков, где вывешены списки компаний с отозванными лицензиями. Посмотреть на сайте судебных органов, того же Арбитражного суда РТ, кто там из страховщиков часто "светится"? В-третьих, прежде чем заключить договор, обязательно заглянуть в отдел выплат страховой компании. Если там скандалы, очереди, мордобой, лучше сразу развернуться, чтобы в будущем самому не оказаться в этой очереди.
Комментарии (17)