На этой неделе правительство России отличилось суперактивностью в сфере обязательной автогражданки, которая касается всех без исключения автомобилистов. В понедельник стало известно о подписании премьер-министром Михаилом Фрадковым изменений в правила обязательного страхования и страховые тарифы. Теперь на практике заработают изменения в закон об ОСАГО, принятые еще в конце 2006 г, согласно которым коэффициенты бонус-малус /или скидки и надбавки к тарифам в зависимости от аварийности водителя/ будут привязаны к водителю, а не к транспортному средству, как это происходит сейчас.
При покупке страховки ОСАГО на новый автомобиль водитель сможет предъявить страховщику свои старые полисы, по которым уже накоплена скидка за безаварийную езду, в то время как сейчас "былые заслуги" не учитываются при смене транспортного средства и автоматически применяется коэффициент бонус-малус равный 1. Строго говоря, новшество должно также действовать и в отношении надбавок, хотя в отсутствии полноценной единой информационной системы по ОСАГО, к которой должны быть подключены все страховщики, избежать малуса можно будет путем смены страховщика.
Стоит отметить, что работа по формированию такой информационной системы ведется и есть подозрения, что она значительно активизируется. В среду вышло в свет постановление правительства РФ, которое определило первоочередные меры по созданию системы и утвердило перечень информации, которая будет накапливаться в ведомственных банках данных и базе данных Российского союза автостраховщиков. Запуск системы в промышленную эксплуатацию приведет к тому, что у автовладельцев шансов обмануть /или не сказать всей правды/ страховщика не останется.
В четверг же на своем заседании правительство приняло решение одобрить и направить на рассмотрение в Государственную думу поправки в закон об ОСАГО, которые были разработаны Минфином. Законопроект готовился Минфином полтора года, при этом полгода Минфин пытался снять разногласия с Министерством здравоохранения и социального развития, которое настаивало на том, чтобы за счет ОСАГО частично финансировалось оказание услуг скорой медицинской помощи.
Предваряя доклад замминистра финансов Сергея Шаталова, М.Фрадков попросил его рассказать о законопроекте так, чтобы "его по существу поняли люди, которые сталкиваются в буквальном смысле на дороге". В целом С.Шаталов с этой задачей успешно справился.
Принятие законопроекта, по мнению Минфина, позволит упростить процедуры оформления дорожно-транспортных происшествий и получения страховых выплат, повысить уровень защиты пострадавших в ДТП за счет увеличения страховых сумм в части причинения вреда жизни и здоровью /до 160 тыс руб на каждого пострадавшего/, а также устранить неоднозначности в толковании отдельных понятий.
Расскажем обо всех новациях более подробно. Законопроект предусматривает возможность оформления ДТП без вызова на место происшествия сотрудников ГАИ /так называемый "европейский протокол"/. Эта схема будет применима только при соблюдении ряда обязательных условий: участия в ДТП только двух автомобилей, каждый из которых застрахован по ОСАГО; вред должен быть причинен только имуществу; должно быть взаимное согласие сторон по сумме ущерба и тому, кто является виновником ДТП. Кроме того, максимальная выплата, которую страховщик будет оплачивать по "европейскому протоколу", ограничена 25 тыс руб. Если в итоге случай будет оформлен без ГАИ, а ущерб окажется больше этой суммы, превышение придется компенсировать потерпевшему самостоятельно или взыскивать его в судебном порядке с виновника аварии.
Идея "европейского протокола" спровоцировала достаточно живое обсуждение в правительстве. Вице-премьер Александр Жуков нарисовал картину самостоятельного оформления ДТП его участниками: автомобилисты перекрывают проезжую часть, бегают с рулеткой по дороге и проводят необходимые измерения, рисуют схему ДТП. Он выразил сомнение, что они смогут выполнить все функции, которые сейчас выполняют сотрудники ГИБДД, и обратил внимание на необходимость четких критериев случаев, которые могут быть оформлены без ГАИ. С.Шаталов на это отметил, что упрощенный порядок будет распространяться только на простые ДТП, а форма извещения о ДТП будет доработана с учетом нововведений. В свою очередь, М.Фрадков, подытожив эту тему, сказал, что при упрощенном механизме никаких измерений быть не должно.
Стоит отметить, что даже в настоящее время простые ДТП оформляются без всяких измерений, в чем мог убедиться автор статьи на собственном опыте, как и в том, что рисование схемы ДТП в извещении по ОСАГО занимает всего 3 минуты при обоюдном согласии участников аварии. Так что есть уверенность в том, что некоторые функции сотрудников ГИБДД автомобилистам все-таки "по плечу".
Упрощенное оформление ДТП понравилось членам правительства и потому, что они решили, что его реализация на практике позволит существенно разгрузить сотрудников ГАИ, а также снизить количество пробок на дорогах. С этим оптимизмом можно поспорить. Автопарк в нашей стране постоянно обновляется, многие машины покупаются в кредит, следствием этого является рост числа машин, застрахованных уже в добровольном порядке по автокаско. Правила добровольного автострахования практически всех страховщиков предусматривают обязательность предоставления справки из ГИБДД /без них выплаты производятся только при повреждении стекол и фар/ для получения страховой выплаты. Таким образом, при аварии разъехаться без ГАИ автомобилисты смогут только в том случае, если виновник не намерен получать возмещение по автокаско. Рассчитывать на то, что страховщики в спешном порядке кинутся менять правила страхования и откажутся от справок ГАИ не приходиться, поскольку это явно приведет к росту страхового мошенничества.
Другим новшеством, предлагаемым Минфином, является система прямого урегулирования убытков, когда потерпевший получает право обратиться в свою страховую компанию, а не в страховую компанию причинителя вреда, как это происходит сейчас. Это должно привести к улучшению качества обслуживания потерпевших в ДТП, ведь сейчас страховщик по ОСАГО не является заинтересованной стороной, поскольку он обслуживает не своего клиента. Воспользоваться прямым урегулированием можно будет при тех же условиях, что и "европейским протоколом", за исключением того, что размер ущерба, причиненного автомобилю, не ограничивается. Как ранее сообщал ПРАЙМ-ТАСС, еще год назад речь шла о том, что прямое урегулирование будет работать только для ДТП с незначительным ущербом, однако позднее, исходя из размера средней выплаты по ОСАГО, было принято решение, что она будет применима вне зависимости от размера ущерба.
Порадует автовладельцев и тот факт, что страховщик не будет обязан организовывать независимую техническую экспертизу. По словам С.Шаталова, сейчас даже при незначительном ущербе, когда поврежден бампер или фара страховщик должен организовать проведение такой экспертизы, что в итоге приводит к увеличению срока осуществления страховой выплаты.
Интересно, что в настоящее время основное число жалоб по ОСАГО, которые поступают в Минфин и Росстрахнадзор, связаны с несоблюдением страховщиками сроков выплат. А в законопроекте срок, который отводится страховщикам на выплату, предлагается увеличить до 30 дней /сейчас 15 дней/. Но с другой стороны, предлагается ввести неустойку за просрочку выплат в размере 1/75 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки, что в 4 раза больше, чем это предусмотрено по обычным гражданским договорам.
Дачники в случае принятия законопроекта смогут приобретать полис ОСАГО всего на 3 месяца, в то время как сейчас минимальный срок страхования составляет 6 месяцев.
Когда же все эти поправки заработают? Введение прямого урегулирования и "европейского протокола" запланировано на 1 июля 2008 г и 1 декабря 2008 г, а все остальные поправки должны вступить в действие сразу после принятия законопроекта. Но все сроки могут быть сдвинуты в зависимости от скорости прохождения документа через Думу. "Воспримут ли эти изменения в Госдуме "на ура"?", - поинтересовался сегодня у С.Шаталова премьер-министр. С.Шаталов заверил его, что законопроект давно все ждут. С учетом грядущих выборов в Государственную думу можно прогнозировать, что депутаты не станут затягивать с рассмотрением законопроекта и постараются принять эти поправки как можно быстрее.