«Мазда вчера ассоциировалась у меня с надеждой на незыблемую власть идеи над перманентным хаосом, и вот я увидел француза с американскими воздухозаборниками тормозов. И это Мазда!»
До нашей эры
Уже давно отношусь, как к близким родственницам, кажется, ко всем моделям Mazda без исключения. Причём родилась эта привязанность ещё задолго «до нашей эры» - в то время, когда небольшая компания из Хиросимы выпускала недорогие машины Mazda 323 и 626, высококлассные – Xedos 6 и Xedos 9, уникальное купе RX-7 и заднеприводный седан Mazda 929, чрезвычайно редко встречающийся на российских дорогах.
Новое измерение
С переходом Mazda в «новое измерение», начавшееся с выпуска невероятно удачной Mazda 6 , моё тёплое отношение как к продукции японской фирмы, так и к самой компании Mazda Motor только улучшилось. Я с новой силой радуюсь многочисленным успехам марки Mazda , переживая за её редкие неудачи. Правда, теперь немного больше огорчаюсь, когда уходят в прошлое старые модели, но тем не менее бурно приветствую появление новых автомобилей. Конечно же, восхищаюсь сказочными концептуальными разработками – такими как Taiki или Furai . И снова не смог не влюбиться в новую «Миату», несмотря на не слишком удачную пластическую операцию её лица.
В последнее время даже начало казаться, что мне стала понятной и близкой если не философия, то логика действий дизайнеров, инженеров и менеджеров Mazda .
Член семьи
Что же касается Mazda 3 первого поколения, то уже не первый год вся наша семья считает «матрёшку» (в кузове седан) идеальной подругой-товарищем. И пусть «завистники» то и дело твердят про повышенный уровень шума (хотя, надо признаться, в этом они правы) и наскучивший облик, никто из нас не согласится поменять нашу красотку на Focus «два с половиной» или тот же невероятно скучный Golf .
Интеллигентная внешность Mazda 3 (почти идеальные пропорции кузова и тщательно выверенные детали экстерьера) и оптимальный размер не только по-прежнему радуют глаз, но и делают машину уместной и удобной в любых ситуациях. А зажигательное шасси Mazda в сочетании с неплохим силовым агрегатом автомобиля помимо отменной управляемости и высокого уровня безопасности дают водителю необходимые дозы адреналина.
Кажется, если бы машины не старели ещё быстрее, чем собаки, то, возможно, мысль о замене любимого авто просто бы и в голову никогда не пришла.
Первая встреча
А так, когда незадолго до премьеры нового маленького седана японской компании на Los Angeles Auto Show, в Интернете появились его первые фотографии, в сердце тревожно ёкнуло: «Наверное, настала пора…». Тем более машина тотчас понравилась. Правда, тогда, помнится, немного насторожило одно обстоятельство: по непонятным причинам автомобиль практически не показали спереди. Будто, фотографы или дизайнеры компании Mazda не были уверенны в этом ракурсе.
Другое лицо
Но в процессе официальной премьеры в Калифорнии «матрёшку» всё-таки пришлось продемонстрировать во всей красе, а, точнее, со всех сторон. В том числе и спереди.
И Она – удивила. Потрясла. Сразила наповал!
Почти всю фронтальную поверхность новой модели (от нижней кромки переднего бампера до капота) занимает практически одна единственная деталь – огромная, чёрная решётка радиатора. Едва нашлось место для блоков фар – фактически на горизонтальной поверхности капота. А фары противотуманные словно повисли в чёрных же (как и решётка) дырах воздухозаборников тормозов. При этом данные элементы освещения сделаны очень узкими. Это вместе с их вытянутостью по горизонтали, скорее всего, должно подчёркивать параллельность расположения «противотуманок» фарам головного света. Но сами боковые отверстия (слева и справа от облицовки радиатора) сориентированы вертикально. И из-за всего этого создаётся зрительное ощущение «раcфокусировки» элементов светотехники.
Правда, ниже описанных воздухозаборников есть ещё дополнительные узкие щели, но и они не меняют складывающееся общее впечатление.
Интересно, что на рисунках, где фары обозначены лишь условно, без какой-либо детальной проработки, автомобиль, несомненно, выглядит лучше. Вполне вероятно, что дизайнеры Mazda просто не «угадали» разницу между своими эскизами и их последующим воплощением в металле.
Главная деталь
На самом деле, новая облицовка радиатора имеет площадь, на 20% меньшую, чем аналогичная деталь Mazda 3 прежнего поколения. Являясь конструктивным элементом кузова, существенно влияющим на аэродинамику автомобиля, решётка должна пропускать только то количество воздуха, которое необходимо для сгорания топлива и охлаждения двигателя. При движении машины на высоких скоростях открывается воздушная заслонка, направляющая воздушный поток в обход радиатора. И за счёт этого достигается снижение потерь на прохождение потока воздуха через радиатор.
Благодаря новой конструкции решётки радиатора, а также путём оптимизации потока воздуха по бокам автомобиля, инженерам Mazda удалось не только достичь весьма низкого значения коэффициента лобового сопротивления (Cd = 0,29), но и снизить уровень шума нового автомобиля примерно на шесть процентов.
И всё же.… Даже сам менеджер программы Mazda 3 Юшуки Маэда (Yoshiyuki Maeda) подчёркивает, что «водители должны испытывать чувство счастья как за рулём Mazda 3 , так и наблюдая свой автомобиль со стороны».
Однако если собрать в Рунете точные и весьма остроумные комментарии по поводу внешности новой Mazda 3 , прежде всего, её лица, то получится многостраничный сборник коротких анекдотов на эту тему.
Три четверти
Всё это тем более обидно, потому что под другими углами зрения новая «матрёшка» (пока речь идёт о седане) смотрится весьма неплохо. Она вообще выглядит хорошо на всех фотографиях, на которых передняя часть автомобиля остаётся в тени.
Как информирует портал Cardesign.ru, ссылаясь на слова главного дизайнера Mazda Motor Лоренса Ван Ден Акера (Laurens Van Den Acker), особое внимание при разработке новой машины уделялось схожести с «эталоном» на виде три четверти спереди. И, на мой взгляд, в этом ракурсе автомобили двух поколений Mazda 3 действительно весьма похожи.
Нравится мне и наклонная линия боковины кузова, переходящая в арку над передним колесом, появившаяся впервые на малышке Mazda 2 , а затем, вслед за новой «шестёркой», перекочевавшая и на «трёшку». Ради прогресса в аэродинамике я готов вытерпеть новые задние фонари, вылезающие из кузова. Похоже, этот приём Mazda освоила уже в процессе работы по модернизации MX-5.
Но нельзя же, добиваясь глобальной унификации семейного лица, идти напролом!
Продавая стратегию
Вполне возможно, что с точки зрения стратегии (узнаваемость марки, перспективные планы) Mazda всё делает правильно. Только обычный потребитель покупает не стратегию или её часть, а конкретный автомобиль в определённый момент времени. Ему (покупателю) сейчас, допустим, малоинтересно, что было раньше и какими автомобили Mazda станут в 2011-м году. Наверное, в этом может заключаться проблема того теоретического подхода, который всё активнее демонстрирует Mazda. И если в голову даже такого давнего и к тому же преданного поклонника марки Mazda , каким являюсь я, закралось столько сомнений, то каковой может быть реакция у молодых (в смысле интереса к бренду) потребителей?
Хотя, с другой стороны, тот же Ван Ден Акер подчёркивает, что на настоящем этапе компания гораздо больше озабочена задачей удержания старых клиентов, формированием сообщества постоянных потребителей, чем привлечением покупателей новых.
Но в этом случае при попытке сопоставить дизайн нового лица Mazda 3 с целью, упомянутой выше, в голове рождается ещё большее ощущение «расфокусировки».
Голубой вагон
Откровенно говоря, хэтчбек Mazda 3 мне и раньше нравился меньше седана. Такой кузов, на мой взгляд, можно отнести скорее к «универсалу», чем к динамичному хэтчу.
Я долго огорчался из-за того, что модификацию MPS решили делать в единственном кузове и не в том, который мне по душе.
Поэтому пятидверным вариантом новой модели заинтересовался лишь из-за слабой надежды на его позитивные отличия в сравнении с седаном.
Увы, мои надежды всё равно оказались напрасными. Сначала, правда, показалось, что большая задняя дверь зрительно уравновешивает почти столь же огромную облицовку радиатора. Но потом понял, что, во-первых, на автомобиль нельзя смотреть одновременно с двух противоположных сторон. Ну а после того, как разглядел задние фонари и бампер хэтчбека внимательнее, желание размышлять на эту тему и вовсе пропало.
Осталось лишь одно небольшое наблюдение.
Знаю, что маркетологи ещё несколько месяцев назад объявили автопроизводителям, что будущей весной самым популярным цветом автомобилей у покупателей станет синий. Но, с одной стороны, свои коррективы во вкусовые предпочтения потребителей не может не внести мировой экономический кризис. А с другой, что важнее, некоторые модели хорошо смотрятся (или же, напротив, выглядят некрасивыми) лишь в строго определённых цветах. И мне так кажется, что синий (голубой) определённо не является цветом «матрёшки».
Спортивный комфорт
В отличие от экстерьера салон новой Mazda 3 мне определённо понравился. Дизайн её интерьера остался по-спортивному строгий и не стал похожим на мобильный телефон Nokia, что теперь часто случается. Вот только размер информационного дисплея у «трёшки» не больше, чем экран упомянутого «мобильника». Зато расположен он в оптимальной зоне. А раньше ничего подобного у Mazda 3 и вовсе не было.
Материалы отделки салона теперь более качественные, что заметно даже на фото. А сиденья стали более удобными. Подушки передних сидений новой машины удлинили на 20 мм. Высоту же их спинок подняли на 30 мм. К тому же у спинок сидений изменили геометрию и увеличили боковую поддержку в верхней части.
Двухзонный климат-контроль для такого скромного объёма салона может показаться поначалу излишеством. Но – почему бы и нет?
К приятным мелочам интерьера новой модели «матрёшки» можно отнести ключ, хранящий в памяти положения сиденья водителя, кнопку запуска двигателя автомобиля, интерактивную систему внутреннего освещения, включающую и изменяющую свет в салоне по специальному алгоритму, и подсветку клавиш органов управления, реагирующую на их нажатие. К этому перечню будет нелишним добавить акустическую систему Bose премиум-класса с 10 динамиками, гнёзда для подключения сотовых телефонов и переносных плееров и отсек для iPod.
Атмосферу всегда создают мелочи. Конечно, когда отсутствуют крупные огрехи. Но таковые в Mazda благодаря японским инженерам уже давно не встречаются.
Наноизменения
Задача изобрести шасси заново перед его разработчиками не ставилась, поэтому их главной целью явилась его тонкая доработка. «Мы начали с определения самых важных характеристик автомобиля для покупателя и пришли к выводу, что каждый из параметров можно еще более приблизить к идеалу вождения Zoom-Zoom», - говорит всё тот же Юшуки Маэда.
Тем не менее рассказать о технических изменениях в конструкции Mazda 3 всё же стоит. И начинать лучше всего с инноваций в конструкции кузова.
Самым жёстким кузовом из всех автомобилей Mazda стал кузов нынешней «шестой» модели. Поэтому при работе над новой «трёшкой» инженеры компании Mazda широко использовали знания, полученные во время проектирования старшей сестрёнки. Японцы модернизировали стыки панелей, увеличили толщину металла в ключевых зонах (например, местах крепления деталей подвески и рулевого управления), плюс применили комбинацию сварных соединений с клеевыми.
Рулевое управление автомобиля теперь крепится к кузову в трёх точках, а не в двух, как прежде. Такое решение позволило уменьшить жёсткость резиновых втулок, что снизило передачу вибраций при движении по неровной дороге.
Конструкторы Mazda 3 повысили жёсткость целого ряда элементов обеих подвесок с целью улучшения управляемости автомобиля. Установили на «матрёшку» и новый вакуумный усилитель тормозов.
Четырёхдиапазонную автоматическую коробку передач инженеры заменили на пятиступенчатую. Появилась в арсенале Mazda 3 и новая шестиступенчатая «механика».
Всё вышеперечисленное относится к разряду небольших изменений, хотя и таких, которые могут привести к значительному суммарному эффекту.
Поэтому я даже о применении нанотехнологий при изготовлении каталитических нейтрализаторов читал с большим интересом: потребность в платине и в палладии как минимум сокращается на 70 процентов – без ухудшения характеристик нейтрализатора!
Вот только жаль, что в данном случае речь идёт о бензиновых моторах. А новый для Mazda 3 двигатель объёмом 2,5 литра и мощностью 165 л.с. будет поставляться только на рынок США.
Супердизель
Зато для Европы, в том числе, надо полагать, и для России, Mazda анонсировала дизельный мотор со столь неплохими характеристиками, что я впервые обратил своё внимание на этот тип двигателя.
Новый 2,2-литровый турбодизель отличается одними из лучших в классе расходом топлива и уровнем выброса вредных веществ. Он будет предлагаться в двух вариантах – в виде форсированной версии с максимальной мощностью 185 л.с. и в стандартном исполнении мощностью 150 л.с. Обе версии соответствуют экологическим нормам Euro V.
И всё же у меня к новой Mazda 3 осталась масса вопросов.
Читал, что специалисты «Авторевю», тестировавшие новую «матрёшку» в Исландии, ещё до премьеры в Лос-Анджелесе, остались недовольны новыми настройками подвески.
Хотя, конечно, нужно подождать серийную версию машины, чтобы самому испытать её на наших дорогах.
Возможно, «живые» автомобили перевернут моё представление и о дизайне Mazda 3 . Ведь пока мне удалось увидеть новую «матрёшку» лишь на фото. А нечто подобное со мной и Mazda уже однажды случалось. Вспоминаю, как мне жутко не понравился концептуальный «Казамай» на фотографиях и как потом я восхищался дизайном «белого медвежонка» на Московском Автосалоне.
Правда, в остальных случаях моё мнение, составленное о дизайне автомобилей Mazda по фотоснимкам, обычно совпадало с последующими «живыми» впечатлениями.
Так было, например, и с Mazda 6 , и с Mazda 2 . Именно одна из этих моделей и может быть использована в качестве «запасного варианта» при необходимости и в зависимости от ситуации.
А если новая «матрёшка» нам всё же понравится, передам «сборник анекдотов» маркетологам Mazda – на основе этих шуток можно разработать интересные рекламные слоганы! Вполне в духе Zoom-Zoom.
Комментарии (10)