На прошлой неделе начальник УГИБДД РТ Рифкат Минниханов сообщил, выступая на одном из каналов татарстанского ТВ, что на некоторых перекрестках Казани установлены камеры фиксации нарушений при проезде на красный свет, и настоятельно порекомендовал водителям не пересекать стоп-линию перед перекрестками, мол, это тоже будет расцениваться видеокамерой как проезд на запрещающий сигнал светофора. По мнению некоторых специалистов, это заявление - не более чем воспитательная мера: в реальности зафиксировать и тем более доказать с помощью камер видеофиксации проезд на красный свет очень сложно технически, и возможностей таких у татарстанских гаишников пока что нет. Однако, как следует из следующего текста, есть другие возможности "прищучить" водителей при уже привычной фиксации скорости движения автомобиля. Думаем, что знать о таких возможностях водителям надо.
Виктор МАРАХОВСКИЙ
Водителям становится все труднее избегать штрафов за превышение скорости. На вооружении у гаишников появились не только новые опытные образцы радаров, но и особые навыки их использования. Даже сертифицированный прибор может показать ту скорость, которая нужна инспектору, при грамотном использовании, отмечают эксперты.
Сотрудников ДПС активно оснащают новыми камерами и радарами, призванными усилить контроль за скоростью и в то же время устранить "человеческий фактор" в оценке скорости. Однако последнее удается с трудом: многие водители по-прежнему вынуждены через суд оспаривать штрафы, которые выписывают гаишники.
На вооружении у российских гаишников находится целый перечень стационарной и мобильной техники, фиксирующей скорость. Список сертифицированных измерителей скорости перечислен на официальном сайте Верховного суда РФ (в обзоре судебной практики за III квартал прошлого года).
Многие из них снабжены подсветкой, позволяющей фотовидеокамере фиксировать госномера машин-нарушителей даже в темное время суток.
Единственный способ для водителя проверить, сертифицирован ли прибор, - потребовать сертификат. В случае если остановившие автомобилиста сотрудники ГИБДД не могут или отказываются предъявить документ, это автоматически означает, что никуда полученные с его помощью данные отправляться не будут, а сама техника используется исключительно для вымогательства денег, считают эксперты.
Впрочем, даже сертифицированная техника может показать нужный милиционеру результат.
В случае если автомобиль гаишника стоит, а на установленном на нем радаре включен режим движения, вполне аккуратно движущемуся автомобилю можно "накинуть" скорость и зафиксировать превышение. Неправильно измерять скорость и датчиком, включенным в стационарном режиме, в едущей машине ДПС.
Еще один распространенный способ "накидывания километров" - изменение фокусного расстояния. У любого комбинированного радара (измеритель скорости + камера) при определенном режиме назначается определенное фокусное расстояние до автомобиля. Если его намеренно разбалансировать, камера может заснять один автомобиль, а измеритель скорости "поймать" другой. "В некоторых случаях угол охвата измерителя таков, что захватывает даже движение по встречной, - отмечает президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. - То есть итоговые показатели скорости зависят от опытности гаишника".
Даже если гаишник физически находится в полутора километрах от радара, он может использовать автоматическую систему контроля как средство вымогательства. Остановив водителя и продемонстрировав ему ретранслированный с камеры на ноутбук фотоснимок машины с показателями скорости, сотрудники ДПС нередко предлагают нарушителю удалить его из памяти прибора за вознаграждение.
По мнению специалистов, проблема состоит еще и в том, что распознание "кривого" прибора на месте невозможно.
Единственный способ - довести дело до суда. Здесь обвиняемый в нарушении имеет право требовать направить запрос на завод-изготовитель: правильно ли радар использовался в данном случае? Во многих случаях завод отвечал: скорее всего, была допущена ошибка эксплуатации, поэтому доверять показаниям не следует. Только в таком случае штраф отменялся.
Способов бороться с неправильно используемой техникой, применяемой гаишниками, немного. Исключение составляют так называемые "глушилки", но их приобретение и использование официально запрещено. В случае если нарушителя поймают с этим прибором, он должен будет заплатить штраф. Есть детекторы радаров, которые предупреждают о том, что впереди устройство, которое измеряет скорость, за 600 метров в городе и за 2 километра на трассе. Прочие "народные" средства для борьбы с радарами - отражающие "китайские пленки" на номерах, лазерный диск на зеркале заднего вида, фольга на дисках или на корпусе, радикальный черный цвет кузова - формально в России не запрещены, но и не эффективны.
В настоящее время Коллегия правовой защиты автомобилистов готовит несколько обжалований по показаниям автоматических средств фиксации нарушений скоростного режима. "Гаишные радары - измеритель скорости плюс фотовидеокамера. Для их использования необходима двойная сертификация - измерительного прибора и камеры. Так вот, нынешние радары в качестве фотовидеотехники не сертифицируются. В этой связи у водителей, привлеченных за нарушение, есть основания оспаривать выписанные им штрафы", - сообщил Травин.
Комментарии (9)