Правительство хочет со следующего года сделать систему приема экзаменов на право управление автомобилем более прозрачной. Однако и гаишники, и правозащитники убеждены, что из этой затеи ничего не выйдет.
В пятницу правительственная комиссия по административной реформе одобрила проект регламента, устанавливающего правила приема экзаменов в ГАИ. Как заявил вице-премьер, руководитель аппарата правительства Сергей Нарышкин, этот документ будет принят до конца текущего года. «Внедрения регламента мы ждем к концу этого года, а для его исполнения в полном объеме территориальные подразделения МВД должны быть технологически подготовлены, поскольку регламент требует наличия соответствующих коммуникационных и вычислительных средств», – передает слова вице-премьера РИА «Новости». По его словам, внедрение регламента позволит сделать работу инспекторов ГИБДД, принимающих экзамены у водителей, более прозрачной, поскольку документ содержит определенные критерии оценки знаний экзаменующихся, «которым должен следовать каждый инспектор».
Регламент определяет, что документы для сдачи водительского экзамена должны быть приняты в течение 25 минут, теоретический экзамен должен продолжаться не более 20 минут, практический экзамен – около 30 минут, а оценка должна быть выставлена в течение 10 минут после окончания экзамена, что, по мнению Нарышкина, поможет сделать систему менее коррупционной.
Однако, как объяснил «Газете.Ru» источник в ГАИ России, даже после введения регламента в экзаменационной системе ГАИ ничего не изменится.
«Так называемый новый регламент просто дублирует уже существующие положения. Действия инспекторов давно уже расписаны по минутам, просто в правительстве, наверное, об этом не знали», – пояснил собеседник издания.
Что касается новых технологий, о которых говорил Нарышкин, видимо он имел в виду установку видеокамер в машинах экзаменаторов. Эти нововведения были обещаны еще в 2005 году, когда президент Путин обвинил гаишников в том, что они превратили систему получения водительских прав в бизнес. Президент потребовал разобраться с ситуацией и ужесточить контроль за процессом. С тех пор камеры, а заодно и учебный автомобиль «Хендэ Акцент» с автоматической коробкой передач, появились только на одной экзаменационной площадке и были торжественно представлены заместителю министра внутренних дел Александру Чекалину еще в начале года. По словам собеседника «Газеты.Ru» в ГАИ, больше ни одной площадки оборудовано не было, потому что финансирование такого проекта в масштабах страны просто не предусмотрено. «Какие камеры в экзаменационных автомобилях? Какие коробки «автомат»? Вы сначала нам денег на все это дайте, а потом уже будем серьезно разговаривать», – возмущался гаишник.
Правозащитники также убеждены, что изменить коррупционную систему просто невозможно.
«В любом случае вся эта песня с выдачей прав останется под эгидой ГИБДД, а о степени коррумпированности этой структуры всем нам известно не понаслышке. Я не верю в то, что в ближайшем будущем что-то может кардинально измениться в этом вопросе», – сказал депутат Государственной думы Виктор Похмелкин. Он считает, что менять систему надо радикально – забрать функцию выдачи прав у ГАИ и передать частникам. Только в этом случае, по его мнению, система начнет эффективно работать.