Во дворе нашей многоэтажки в Казани уже который месяц, а то и год, томятся без дела три легковые машины. Стоят под окнами круглые сутки напролет, ржавеют, лишаются потихоньку фар, колес, прочих автомобильных атрибутов, постепенно превращаясь в груду хлама.
Ребятишкам раздолье: такую машину можно безнаказанно и руками потрогать, и ногами пинать, и даже открутить что-нибудь на память - никому она не нужна. А настоящий хозяин, даже если еще помнит о своей старой помощнице, нарочно мимо пройдет, глаз не поднимая, чтобы не подумали, что это его собственность. Стыдно...
Наверняка во многих городских дворах доживают свой век такие вот колымаги. А уж если пройтись по пригородным лесам да оврагам, брошенные автомобили и вовсе можно считать десятками. Специальной свалки для них в той же Казани не предусмотрено, и куда девать этих "стариков", никто толком не знает. Система утилизации отживших свой век автомобилей отсутствует не только в Татарстане. Ее нет вообще в России, как нет и соответствующего законодательства по данной проблеме, так что люди избавляются от ставших ненужными машин каждый по-своему. Проще всего, да и дешевле, сбросить старое авто в овраг или навечно припарковать к тротуарной бровке в каком-нибудь дворе. Хотя, конечно, культурнее будет отбуксировать его куда следует и сдать на металлолом. Только не забудьте взять документы, удостоверяющие ваши права на эту машину. Глядишь, и денежки какие-то получите.
В настоящее время в республике, как пояснила начальник отдела регулирования обращения с отходами производства и потребления Министерства экологии и природных ресурсов РТ Ирина Нехорошкова, действуют 97 предприятий, имеющих лицензии на заготовку, переработку и реализацию лома черных и цветных металлов. Добавьте к этому числу еще филиалы практически во всех райцентрах. В Казани старые машины могут превратить в металлолом в ЗАО "Тагум", что на улице Журналистов. Так что выбор, в общем-то, есть. Вот только с ответственностью у владельцев старых авто дела обстоят не очень - не приучены мы, увы, убирать за собой. И это касается не только отслуживших свой век машин, но и крупногабаритной бытовой техники типа холодильников, телевизоров или старой мебели.
Вот, например, решили вы купить себе новый диван, потому что прежний давно потерял форму. И задумались, особенно если у вас нет дачи и небогатых сельских родственников: а куда же старый девать? Оказывается, некуда! Один выход - вечерком вынести диван прямо к подъезду, поближе к мусорке. Бывает, бесхозный диван после этого не один день портит пейзаж возле дома, потому что запихнуть его в мусоровоз не представляется возможным ввиду большого размера.
Проблема крупногабаритного мусора в Татарстане в последнее время стала столь острой, что для ее решения при Министерстве промышленности и торговли РТ была создана межведомственная рабочая группа, куда вошли представители всех ответственных министерств и ведомств республики, а также федеральные структуры природоохранной направленности. Эта группа в 2007 году разработала концепцию по переработке вторичных отходов и вовлечению их в промышленное производство.
- Крупногабаритный мусор представляет собой ценное вторичное сырье, - говорит начальник отраслевого отдела Управления промышленности Министерства промышленности и торговли РТ Татьяна Федорова. - Легкомысленно выбрасывая его на свалку, мы тем самым просто закапываем деньги в землю. Разумное и экономное использование отходов громадную прибыль может дать! Строительный мусор, например, если в нем нет никаких вредных веществ, можно перерабатывать в щебень под засыпку, как это успешно делают за рубежом. Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства, в первую очередь, нужно серьезно задуматься над этой проблемой, привлечь ученых, специалистов и предложить либо свои варианты вторичного использования отходов, либо позаимствовать чужой опыт.
Каким образом расчленить старую мебель на части, чтобы она стала транспортабельной? Как один материал отделить от другого и затем с выгодой использовать?
Как показывает практика, утилизация крупногабаритного мусора, последующая переработка отходов требуют системности, затрат на технику и технологии. Но они ведь еще как окупаются!
Негоже и представителям муниципальных образований сидеть сложа руки. Почему не сделать ставку на небольшие дробильные машины, позволяющие размельчать древесные отходы до необходимого состояния? За рубежом такие вовсю используются, через них можно "пропускать" не только выставленную у подъездов старую мебель, но и, например, оставшиеся после обрезки деревьев ветки. Может, кому-то покажется странным, но это тоже серьезная проблема, поскольку ветки чаще всего сжигают, а это запрещено.
Одно "но" - слишком дороги по цене импортные дробилки, поэтому мы поставили вопрос перед нашими машиностроителями о возможности изготовления дробилок невысокой стоимости. На мой взгляд, к переработке вторичных отходов, той же мебели, надо активнее привлекать частный бизнес, и ему это должно быть выгодно. В настоящее время нашей рабочей группой разрабатывается план мероприятий развития такой концепции до 2010 года.
Если о крупногабаритных мебельных отходах в один голос, как о головной боли, сегодня говорят все, то об утилизации старых автомобилей пока никто особо не заикается. Проблема в зачаточном состоянии, она, образно выражаясь, под ногами еще не путается. Но будьте уверены: пройдет совсем немного времени и города утонут в старых автомобилях. Растет-то число машин в наших поселениях бешеными темпами.
- Вы взглядом журналиста смотрите вперед, - призналась Татьяна Федорова. - У нас скоро будет заседание рабочей группы, и обязательно вынесем на обсуждение этот вопрос. На Западе проблема утилизации автомобилей тоже не решена полностью, но там хоть есть свалки старых машин. А у нас и этого нет...
К тому же утилизировать старые машины проблемно. Если вы, к примеру, сами попытаетесь отбуксировать чье-то, не свое старое авто в какую-нибудь фирму, которая занимается сбором металлолома, то вас могут задержать по дороге представители Госавтоинспекции и потребовать документы на транспортное средство. И никакие искренние уверения в бескорыстности ваших деяний не помогут - вас могут обвинить в краже. Какая бы старая машина ни была - она по закону чья-то частная собственность. Такие прецеденты в Казани, кстати, были.
Поэтому ржавые развалюхи годами портят вид городских дворов и никто под страхом уголовной ответственности их с места сдвигать не имеет права, кроме хозяина с документами.
Поэтому так необходимо на федеральном уровне закрепить полномочия, позволяющие муниципальным образованиям или каким-то другим структурам очищать дворы и улицы от этого "металломусора", коль хозяин мешающего всем автохлама или в течение определенного времени не находится, или ленится сам его убрать. Кстати, именно по причине несовершенства законодательства в республике в настоящее время стопорится утилизация и затонувших судов.
Но вот представим, что у владельца старого авто под воздействием строгого домоуправа или общественности все-таки проснулась совесть и он решил цивилизованным образом избавиться от своего "железного коня". Не позавидуешь, однако, такому совестливому гражданину - мало того, что данная акция доставит ему массу хлопот, еще придется и раскошелиться за транспортировку авто к месту утилизации. А там вообще как бы не пришлось слезы проливать, ибо заплатят за машину как за кучу металлолома, то есть гроши. Так что овчинка, как говорят, выделки не стоит, и редко кто у нас идет на такой "подвиг".
Между тем в продвинутых западных странах владелец старого автомобиля обязан за собственный счет доставить его на утилизацию. А если не сделает это вовремя, ему придется платить солидный штраф.
Не сомневаюсь, что мы к этому тоже придем. Только хотелось бы побыстрее. Иначе старые автомобили скоро просто выживут нас со двора.
Комментарии (1)