Красные китайские автобусы, закупленные два года назад для Казани по настоянию мэра Ильсура Метшина, стали предметом пристального внимания министерства транспорта и дорожного хозяйства Татарстана.
Недавно назначенного министра Геннадия Емельянова привлекли отнюдь не двигатели стандарта Евро-3, о которых с гордостью рассказывал в свое время Ильсур Метшин, а статистика ДТП. Только за последние полгода зафиксировано 149 несчастных случаев с участием пресловутых "китайцев", причем большинство аварий произошло по вине водителей. 14 человек погибли, 206 ранено.
История с "красными автобусами" стала в Казани уже своеобразной притчей во языцех. Большая заслуга в этом как самого Метшина, часто убеждавшего казанцев в несомненной пользе и экологичности китайских автобусов, так и извечного оппонента мэра в этом вопросе - бывшего пресс-секретаря президента Татарстана, журналиста Ирека Муртазина, написавшего огромное количество текстов о непродуманности мэрской инициативы. Как показали последние события, прогнозы Муртазина начали удивительным образом сбываться - изделия китайского автопрома дымят, часто ломаются и попадают в ДТП. Причина проста, точнее, есть две простых причины. Первая, на которой настаивают в минтрансе - водители не соблюдают правила движения, и вторая, о которой предупреждал Муртазин, - у автобусов часто отказывают тормоза, и они не приспособлены для плохих казанских дорог.
О причине номер два Муртазин писал еще два года назад, однако по понятным обстоятельствам (в настоящее время Муртазин судится с президентом Минтимером Шаймиевым), предупреждения опального пресс-секретаря прозвучали как глас вопиющего в пустыне. Справедливости ради следует сказать, что, кроме рассуждений на тему крайней ненадежности китайской техники, в материалах о "красных автобусах" было много любопытного. Например, вопросы, для чего были выбраны именно китайские автобусы, а не те же самые "Нефазы", производимые в республике, что повлияло на решение казанской мэрии закупать автобусы в Китае, суммы предполагаемых комиссионных от сделки, а также список лиц, эти комиссионные поделивших.
Так или иначе, красные автобусы "Хайгер" и "Голден драгон" (машины по инициативе Ильсура Метшина были выкрашены в ярко-красный цвет) вот уже второй год почти безраздельно господствуют на рынке пассажирских перевозок Казани. Почти, потому что есть еще отдельные руководители автотранспортных предприятий, не поддержавшие идею казанского мэра и не пожелавшие купить или взять в лизинг ненадежную китайскую технику. Этих недальновидных коммерсантов преследует череда бесконечных судебных разбирательств, регулярные штрафы ГИБДД и даже несчастные случаи, когда их ПАЗы почему-то портятся или вообще загораются на стоянке.
Главное же случилось - казанцы получили великолепную с точки зрения экологии технику. Как уже сообщало ИА REGNUM Новости, в заявлениях Метшина красные казанские автобусы стали мировыми рекордсменами по скорости и экологичности. Однако от путаницы в цифрах жителям города легче не становится - достаточно выйти на улицу, чтобы убедиться: "китайцы" чадят как керосинки, громыхают на ухабах и натужно ревут, как когда-то их дожившие до глубокой дряхлости предшественники - "икарусы".
Вероятно, то же самое пришло в голову и новому руководителю минтранса.
На совещании, где обсуждался вопрос с автобусами, за своего шефа-градоначальника вступился Айдар Абдулхаков, председатель комитета по транспорту и связи исполкома Казани. Абдулхаков заявил, что плохая статистика на самом деле не плохая, а просто искусственно завышенная. Что виной всему пассажиры, которые, например, приходят в травмпункты и заявляют, что упали в салоне автобуса, так как водитель резко затормозил. Только делают они это не сразу, а спустя несколько дней. А в ГИБДД потом по сигналу из травмпункта пишут, что "водитель скрылся с места происшествия". Кроме того, появились даже злоумышленники, которые просто шантажируют АТП, требуя у них за свое молчание о своих якобы травмах от 5 до 25 тысяч рублей.
Председателя комитета по транспорту и связи исполкома Казани поддержал заместитель начальника УГИБДД по РТ Масхут Мифтахов, который вообще заявил, что возможно, получившие травмы казанцы договариваются (!) с работниками травмпунктов, чтобы получить компенсацию. А вообще вся причина не в качестве "красных автобусов", а в водителях, "которые развивают на них слишком высокие скорости".
Подобные рассуждения не впечатлили руководство минтранса - заместитель министра Азат Галиахметов на том же совещании огласил перечень мероприятий, которые будут осуществляться в ближайшее время по отношению к автотранспортным предприятиям Казани. Среди них есть и внеплановый техосмотр, и внеочередная проверка водителей на знание ПДД.
Что предпримет министерство транспорта и дорожного хозяйства, когда ни то, ни другое не даст приемлемых результатов, сказать трудно. По большому счету, признать свою ошибку должна мэрия Казани, по чьей инициативе затевалась транспортная реформа. Но признавать свои ошибки - не в традиции татарстанских руководителей. Кроме того, впереди 2010 год, когда в Татарстане (теоретически) должно освободиться президентское кресло, и сейчас Ильсур Метшин - один из вероятных претендентов на правление. У кандидатов же в будущие президенты неправильных решений не бывает, тем более таких досадных, ценою в 2,5 миллиарда рублей, которые ушли на закупку китайских автобусов. Количество ДТП и пострадавших в авариях в таких случаях обычно в расчет не берутся.
Комментарии (39)