Принесенная ветром
С момента первого появления концептуальной модели Mazda Furai на гоночной трассе Laguna Seca прошло около полугода. Российские журналисты практически забыли о ней, однако интерес западных коллег к этой удивительной машине, напротив, не утихает. Авторы европейских изданий продолжают писать свежие статьи, все подробнее углубляясь в детали. Очевидно, такая разница в поведении представителей российской и зарубежной автомобильной прессы объясняется их различными возможностями в плане доступа к информации. Как бы там ни было, портал You Tube пополняется новыми фильмами. А из желающих забраться в кокпит болида Furai, чтобы потом ураганом промчаться по треку, выстроилась длинная очередь.
Не сильно рискуя впасть в преувеличение, можно констатировать, что Mazda Furai – одна из самых интересных новинок автомобильного мира последних нескольких лет, если, вообще – не самая выдающаяся.
Устремленная в будущее
Но Mazda Furai – далеко не единственная, хотя и последняя на сегодняшний день, готовая концептуальная разработка корпорации Mazda Motor. Своей серией моделей Nagare японская компания убедительно продемонстрировала, что она не шутит и что именно в этом направлении будет постепенно меняться дизайн автомобилей Mazda. Автомобильное сообщество поверило в серьезность намерений фирмы из города Хиросима и, кажется, с удовольствием восприняло предложенную Mazda стилистику. Интересно и то, что фонтан идей, «выброшенный» интернациональной, но сплоченной (в смысле понимания ценностей бренда) командой дизайнеров японской фирмы, автолюбителям не показался излишне смелым и футуристическим. Очевидно, сказались те осторожность, тщательность и постепенность, с которыми действовала Mazda. Плюс к этому дизайнеры и PR-службы компании не жалели сил и времени на то, чтобы сотни раз объяснять непривычные для западных людей образы и пропагандировать цели, к которым Mazda стремится.
Концепткар Taiki, предпоследний из серии Nagare, пробудил у поклонников марки надежду на возрождение легендарной спортивной модели Mazda RX-7, более мощной и быстрой, чем сегодняшняя Mazda RX-8, и показал, сколь захватывающим и оригинальным может стать дизайн как ее интерьера, так и экстерьера. А, может быть, в модельном ряду Mazda со временем найдется место и для двух истинно спортивных автомобилей?
Не снижает японская компания свою поразительную активность и сегодня. Примерно через три месяца она готовится продемонстрировать миру еще две своих новинки. Сначала Mazda покажет на Автосалоне в Москве (!) новый компактный концептуальный кроссовер, который, возможно, будет построен на платформе Ford Kuga, продажи которого в России начались буквально на днях. А затем, на Мотор Шоу в Париже, японцы обещают выставить прообраз будущей серийной «малышки» Mazda 1.
Так, шаг за шагом, камешек за камешком, корпорация Mazda мостит дорожку в свое и наше с вами светлое будущее.
Успешная в настоящем
Также целеустремленность и активность Mazda Motor в прошлом помогают японской компании в настоящее время добиваться впечатляющих объемов продаж. И это в условиях мирового экономического кризиса, когда спрос на автомобили в мире в целом уменьшается, а цены на материалы и комплектующие, необходимые для их производства, напротив, все время растут. Не стоит игнорировать и то обстоятельство, что правительства разных стран и власти некоторых регионов, словно не обращают внимания на трудности автопроизводителей, и повсюду ужесточают экологические нормы. Объем этих изменений таков, что сегодня автомобильные компании вынуждены выделять огромные средства на НИОКР. Дело дошло до разработки совершенно новых силовых агрегатов и типов трансмиссий. И в этих сложнейших условиях, как раз в течение трех-четырех последних лет, японская Mazda практически постоянно демонстрирует рост продаж почти на всех мировых рынках. Для того, чтобы пересчитать автомобильные компании, которым в настоящий момент подобное под силу, хватит пальцев на одной руке.
Реализовав в 2007 финансовом году (с апреля 2007 по март 2008 года) в Европе 327 тысяч автомобилей, компания Mazda Motor Europe установила свой абсолютный рекорд по продажам. Рекордным этот год стал и для некоторых европейских стран – Великобритании, Португалии и, конечно же, России.
Российские дилеры передали своим покупателям за указанное время 57 700 машин, добившись увеличения продаж на 63 процента. В первом квартале 2008 календарного года наши официальные дилеры подтвердили взятый темп – 17 094 автомобиля по сравнению 9 378 машинами за аналогичный период прошлого года. При этом Mazda росла в полтора раза быстрее, чем рынок в среднем. Особенно порадовал март – 113 процентов прироста. Апрельские результаты, правда, относительно скромнее – 57 процентов прироста и 6 800 проданных машин.
Понятно, что такие темпы роста не могли даже присниться продавцам больше ни одной другой европейской державы. Поэтому у Mazda относительно России большие планы. Если в 2007 году российская Mazda вышла на третье место в Европе, после Германии и Великобритании, то по итогам 2008-го финансового года Mazda Motor прогнозирует смену лидера. Им будет Россия, которая должна занять первое место в Европе и пятое-шестое в мире. А уже в 2009 году Mazda планирует продать в нашей стране более ста тысяч машин. Рассчитывает Mazda на рост продаж и в других странах, разумеется, не такими высокими темпами, как у нас.
Откуда такая уверенность в успехе?! Ведь не секрет, что некоторые другие именитые автопроизводители уже «сбавили обороты», в том числе и в России, а кое у кого динамика и вовсе вдруг стала отрицательной. В чем же секрет успеха Mazda Motor? Скорее всего, таких секретов не один, а несколько.
Фундамент
Тем не менее, Филипп Уоринг (Philip Waring), Вице-президент по продажам компании Mazda Motor Europe, полагает, что главным фактором успеха стала «сильнейшая модельная линейка». И он абсолютно прав. Правильные автомобили – это фундаментальная основа, на которой строится здание бизнеса японской корпорации.
Хотя некоторые автопроизводители, дожив до ста лет, так и не усвоили простую до банальности истину: если фирма не выпускает на любом отрезке времени такие машины, которые нравятся покупателям и по приемлемым для них ценам, все остальные их действия лишаются смысла.
И это притом, что данный постулат первым сформулировал Генри Форд – основатель одной из таких компаний. Но, наверное, знать и усвоить – это совершенно разные понятия.
Mazda 6/Atenza – первая леди
Первым «кирпичиком», который корпорация Mazda Motor заложила в 2001 году в фундамент своего нового и современного «здания», стала модель Mazda 6 первого поколения. Хотя традиция выпуска японской компанией автомобилей класса C/D началась еще в 1967 году с модели 1500, этот элегантный легковой автомобиль был создан ателье Bertone. А, например, в 1987 году на модели Mazda 626/Capella, оснащенной дизельным двигателем с турбонаддувом, впервые в мире была представлена революционная система управления всеми четырьмя колесами.
Заслуги Mazda 6 перед компанией Mazda Motor, автолюбителями и сообществом автомобильных профессионалов столь велики, что простой список наград, полученных моделью на международном и национальных уровнях в разных странах, займет несколько страниц.
Потом была чрезвычайно удачная рестайлинговая версия. И затем, перед началом этого, 2008-го, календарного года Mazda вывела на рынок новейшую «шестерку», начав продажи с российского рыка.
У этой «королевы» все еще впереди. Тем не менее, российские дилеры уже в первом квартале этого года реализовали 4 388 свеженьких Mazda 6. Всего же в Европе за этот же период продавцы передали покупателям 16 600 новеньких «шестерок».
До сих пор же Mazda Motor Europe продавала каждый год около ста тысяч Mazda 6. По этому показателю «шестерка» делит первое и второе места с Mazda 3, скорее всего, оставаясь наиболее прибыльной моделью.
В ходе работ по модернизации Mazda 6 специалистам японской корпорации дважды удалось упредить желания потребителей. В то время, когда автолюбители были еще вполне довольны первой версией «шестерки», Mazda преподнесла сюрприз, проведя рестайлинг популярной модели. Он получился настолько удачным, что некоторые покупатели до сих пор обхаживают свою избранницу, как девушку перед замужеством. А Mazda взяла и выпустила новое поколение. Многие теперь пребывают в растерянности и убеждают самих себя в том, что прежняя любимее, а потому и краше.
Mazda 3/Axela – современная матрешка
А вот с моделью Mazda 3 подобного успеха достичь не удалось. Во всяком случае, в России. Меньшая сестра «шестерки», производство которой началось в 2003 году, также подверглась фейслифту в 2006-м. Но «трешки» уже так давно и часто встречаются на наших улицах и дорогах, что порою мозолят глаза.
Очевидно, что в данном случае сказалось влияние двух факторов. Наверное, объем изменений в дизайне «японской Альфы» был слишком скромным. Ну а потом, любимая автомобилистами обоих полов и разного возраста «матрешка» в какой-то степени стала жертвой своей популярности. Ведь ее продажи у нас постоянно выше результатов Mazda 6 примерно вдвое. Так, в первом квартале этого года Mazda Motor Russia реализовала через своих дилеров 9 763 популярных «матрешек».
Работая с Mazda 3, дизайнеры и инженеры команды Mazda придерживались таких же плановых трехлетних циклов, как и в случае с Mazda 6: через первые три года – рестайлинг, через последующую трехлетку – смена модели.
Поэтому к концу 2009 года следует ждать новое поколение «матрешек». Кажется, дизайнеры Mazda становятся все смелее, поэтому и машину надо ожидать яркую. И нет никаких сомнений в том, что ее продвижение Mazda Motor начнет с нашей страны.
Нельзя утверждать, что автомобили Mazda не имеют своих недостатков. Однако они являются прямым продолжением их достоинств. Можно сетовать на недостаточно хорошую шумоизоляцию кузова или невысокое качество материалов в салоне. И с тем, и с другим инженеры Mazda борются беспощадно. Однако делают они это строго в рамках принятой философии и утвержденного ценового диапазона. При желании они, конечно, смогли бы поднять уровень комфорта своих машин, скажем, до уровня Lexus. Но это будут совсем другие автомобили, по другим ценам и для других потребителей.
Машины Mazda производятся такими, как было задумано. А что касается «трешки», то она совершила в сознании россиян настоящую революцию. Во-первых, благодаря Mazda 3 многие автолюбители поняли, что недорогой автомобиль сегмента C может быть не только надежным и удобным. Он также дает удовольствие от вождения и дарит массу других положительных эмоций. А еще «матрешка» весьма стильно выглядит и потому достойно представляет своего хозяина или свою хозяйку, где бы то ни было. Во-вторых, Mazda 3 научила российских автолюбителей любить хэтчбеки. Ну, а в-третьих, подготовила сознание большого количества наших граждан к встрече с машиной пока непривычного для нас класса – автомобилем сегмента B, т.е. с моделью Mazda 2.
Mazda2/Demio – героиня нашего времени
Mazda 2, впервые представленная на автосалоне в Женеве весною 2007 года, была разработана по мотивам концепта Sassou, созданного двумя годами ранее в европейской студии дизайна Mazda. И несмотря на то, что в деталях она стала почти непохожей на свой прототип, Mazda 2 унаследовала от него главное – размеры и пропорции, а также стиль и какую-то невероятную молодежную энергетику. Новая «двойка» от Mazda напоминает здорового от природы ребенка, которого невозможно удержать на месте; упругий теннисный мячик, отскакивающий от стенки, или воздушный шарик, наполненный гелием – ослабь на мгновенье руку, и он тут же взовьется в небо.
По итогам прошедшего финансового года в Европе, именно эта «малышка» стала лидером продаж в модельном ряду Mazda на европейском рынке – 20 400 проданных «теннисных мячиков».
Машину не только полюбили автолюбители, но и признали профессионалы. Mazda 2 стала обладателем звания «Автомобиль года 2008» по версии WCOTY (конкурса на звание лучшего автомобиля мире). А немного ранее «двойка» заняла второе место в конкурсе «Европейский автомобиль года». Несмотря на свои скромные размеры, автомобиль также удостоился пяти звезд рейтинга EuroNCAP по безопасности.
На российском рынке маленькая новинка появилась только в апреле этого года, но как раз вовремя – в первом в квартале 2008 года сегмент B на нашем рынке вырос на 101,5 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, показав результат, сопоставимый лишь с рынком кроссоверов. Радует и то, что специально для российских покупателей Mazda разработала и выпустила модификацию «двойки» с автоматической коробкой передач.
Упомянутые три модели – Mazda 6, Mazda 3 и Mazda 2 – и являются тем фундаментом, на котором корпорация Mazda Motor строит свое финансовое благополучие. Но Mazda решила построить свой «дом» до конца, проложить к нему дорогу, подвести коммуникации, оснастить необходимой мебелью, а главное – поселить в него жильцов. Но об этом….
Автор: Юрий Кладов