Полный консенсус
Описанные в двух первых главах данного повествования автомобили являются массовыми моделями корпорации Mazda Motor. На их продаже японская компания и зарабатывает свои основные доходы. Покупатели таких машин тоже не остаются в накладе, ведь, что греха таить, Mazda выпускает товар совсем неплохого качества, да и предлагает его по вполне справедливым ценам. Так что можно с уверенностью утверждать, что между фирмой Mazda и ее клиентами установился справедливый паритет или, как любит повторять Горбачев Михаил Сергеевич, достигнут «полный консенсус».
Первые в Европе
Поэтому и результат налицо. Продажи автомобилей Mazda растут во всем мире, вопреки ухудшающейся экономической ситуации. В Европе японская Mazda заняла позицию самого динамично развивающегося автомобильного бренда – в период с января по май 2008 года продажи здесь составили 158 700 единиц (прирост в 18%). А в России дилеры Mazda за пять месяцев этого года реализовали 30 906 автомобилей. Только в мае наши автолюбители приобрели 7 401 машину этой японской марки (98-процентное увеличение по сравнению с маем года прошлого) и вывели ее российские продажи на первое место в Европе. Приятно отметить, что наши соотечественники не лишены здравого смысла и обладают хорошим вкусом. А рынок рано или поздно всех производителей расставляет по своим местам.
На «двоечку»…
Особенно внушает оптимизм тот теплый прием, который оказали в России малышке Mazda 2. За неполные два месяца обрадованные клиенты увели со складов дилеров 517 симпатичных машинок. Почему радует именно это? Да потому что цены на автомобильное топливо уже не понизятся никогда. Впрочем, как и на продукты питания. А вот на улучшение экологии, несмотря на стремительный рост в нашей стране автомобильного парка, еще можно надеяться. При условии замены его состава на автомобили совсем современные и совершенные. И чем меньшими эти автомобили будут, тем лучше. Вы ведь все равно едете на работу в компании с одной магнитолой. Так зачем Вам все эти тонны железа?! Может, пора расстаться с детскими комплексами и стать взрослыми и ответственными? «Двойка» от Mazda для этого – один из лучших вариантов.
Нет, если в ком-то дремлет «Шумахер», пожалуйста – купите Aston, Ferrari или 911-й и гоняйте в выходные по треку. Правда, в этом случае придется вкладывать деньги еще и в строительство гоночных трасс, потому что их у нас нет. Для одиночек – задача непосильная. Нужно объединяться в автомобильные клубы и создавать европейскую цивилизацию. Но это на отдыхе. А в будни – на «двоечку», и на работу.
Городская пиранья
Тем же автолюбителям, которые не могут перестроиться сразу, компания Mazda вскоре предложит «переходный вариант» – спортивную модификацию Mazda 2 MPS. Новая «спортсменка» будет оснащаться двухлитровым двигателем с турбонаддувом мощностью в 230 л.с., шестиступенчатой коробкой передач, а также дифференциалом повышенного трения. К сожалению, компания пока не порадовала своих поклонников ни техническими подробностями новинки, ни ее фотографиями. Единственное изображение, которое существует, вряд ли можно считать достоверным.
Дизайнеры Mazda хотя и стремятся все более к увеличению яркости своих машин, но чувства меры и присущего им вкуса до сих пор не теряли. И все равно, «двойка» MPS – это уже не разноцветная рыбка из аквариума, а настоящая городская пиранья. Конечно, этого нельзя будет сказать о шоссе, но в условиях тесных городских кварталов и прочих извилистых дорожек, она, возможно, даст фору и своей старшей сестренке – Mazda 3 MPS. Австралийцы, к примеру, уже готовят прототип Mazda 2 MPS для участия в ралли. А «старшая» модель в австралийском чемпионате уже гоняется. Неплохая намечается семейка «горячих хэтчбеков».
Старый анекдот
Рассказывать о Mazda 3 MPS сейчас – это все равно, что в компании изрядно подвыпивших друзей вспомнить совсем древний анекдот. Вы едва произносите первую фразу, а все уже дико ржут – то ли по поводу содержания, то ли над самим рассказчиком – мол, нашел, что вспомнить.
А ведь эту машину просто невозможно назвать старушкой! Ее мировая премьера состоялась на Женевском автосалоне в марте 2006 года. Российская – на Московском, в конце августа. Продажи Mazda 3 MPS в России начались и вовсе в декабре – считайте, фактически, в 2007 году. Но в России, наверное, не удастся найти ни одного автомобилиста, который бы ничего не знал об этом мощном (260 л.с.!) переднеприводном хэтчбеке.
Вполне возможно, что по количеству проведенных в 2007 году тест-драйвов, написанных статей и положительных откликов Mazda 3 MPS окажется рекордсменкой. Популярность у модели просто феноменальная. И это притом, что за первый квартал этого года российские дилеры передали своим покупателям всего 159 единиц Mazda 3 MPS, а до этого ее продажи были еще скромнее – сказывались квоты. Однако «тройка» MPS легко смогла перевернуть не только общепринятые представления о «горячих хэтчбеках» в частности, но и о доступных спортивных автомобилях в целом. Модель, стоящая в России от 829 000 руб., стала одним из лучших представителей «рекламы на колесах», продвигающих на рынке не только самого себя, но и весь бренд.
Самое сложное
К сожалению, вклад солидного полноприводного седана Mazda 6 MPS, первенца Mazda Performance Series, в репутацию компании Mazda, а, главное, имидж ее автомобилей, получился намного скромнее. Этот автомобиль вышел слишком спортивным, чтобы остаться комфортабельным. Но при этом он остался слишком комфортабельным, чтобы восприниматься спортивным. Эдакий быстроходный, надежный в движении, седан – не больше, хотя и не меньше. Создается впечатление, что маркетологам Mazda Motor нужно было не совсем это. Поэтому и теперь руководство компании долго раздумывает над тем, чтобы решиться на создание MPS в новом «шестом» кузове.
При создании подобных автомобилей всегда ищется баланс между коммерческой выгодой от их продажи и той тенью, а, точнее, светом, который они отбрасывают на весь модельный ряд компании. В идеале должно быть и то, и другое.
Пожалуй, этот класс автомобилей – сейчас самая сложная задачка для специалистов Mazda. С дизайном они справятся. Но, возможно, Mazda 6 MPS требуется намного более продвинутая трансмиссия. Ведь в этом классе на репутацию влияет не только дизайн, но и техническое совершенство. Автомобильных компаний, умеющих по-взрослому «играть» в полный привод, в мире насчитываются единицы. И Mazda пока не относится к их числу. К тому же приходится считаться с затратами. Скорее всего, вопрос до сих пор остается открытым. И главная трудность состоит в том, что Mazda должна четко определиться с тем, какой автомобиль ей нужен, и при этом ей нельзя ошибиться.
Точный расчет
Именно подобный тщательный подход продемонстрировала сама компания Mazda еще до нашей эры, когда «закладывала» первое поколение своего маленького родстера MX-5. Правда, делала она это не одна, а в содружестве британской компанией IAD – International Automotive Design. Тогда, в конце 80-х годов прошлого века, на создание самой концепции автомобиля партнеры потратили ровно в два раза больше времени, чем на последующую разработку технической документации и подготовку производства.
И успех в результате был ошеломляющим. По популярности и преданности своих клиентов Mazda Miata (это второе имя малышки) соперничает с «Мустангом». Но у Mazda шире география распространения, хотя и меньше общее количество проданных машин. Неудивительно, ведь «Мустангу» в следующем году стукнет сорок пять. По сравнению с ним Mazda еще молода.
В настоящее время японская компания выпускает лишь третье поколение маленького родстера, в котором к варианту с матерчатой крышей прибавился кузов с жестким складным верхом. Основные же линии дизайна все это время остаются почти без изменений.
«Строгановка» вместо IAD
Тем не менее, Mazda Motor решила не испытывать терпение истории слишком долго и в настоящее время занялась поиском нового стиля для следующего поколения родстера. Он должен стать революционным. Вполне вероятно, что новая Mazda MX-5 будет создана и при участии российских дизайнеров.
Дело в том, что недавно Московский государственный художественно-промышленный институт им. Строганова и компания Mazda провели конкурс среди молодых художников и дизайнеров. Работы оценивал руководитель европейского дизайнерского центра Mazda Питер Бертвисл. Конечно, абсолютно невероятно, что «Строгановка» будет разрабатывать дизайн новой MX-5 целиком. Просто кого-нибудь из ребят возьмут в европейскую команду. Шеф европейской студии дизайна уже определил шесть рисунков-финалистов. Российские студенты прониклись духом Mazda настолько, что в большинстве работ преобладают линии, заимствованные у концепткара Furai.
Непреходящая ценность
Если Mazda MX-5 представляет собою уникальный автомобиль, состоящий, тем не менее, из самых простых узлов, объединенных в единое целое с помощью традиционных конструкторских решений, то у модели RX-8 необычными являются и конструкция машины в целом, и каждого узла в отдельности. Чего только стоит уникальный роторный двигатель, который больше ни одна компания в мире на свои автомобили не устанавливает! Много лет назад, выбрав свой собственный путь, фирма Mazda шаг за шагом стала нарабатывать свой технологический отрыв от соперников – то, что на языке бизнеса именуется устойчивым конкурентным преимуществом. И теперь, при всем своем желании, ни один автопроизводитель в мире догнать японскую корпорацию или скопировать ее решения просто не в состоянии.
«Отними» сейчас у самой Mazda ее роторный проект, и она превратится в весьма «тривиальную» автомобильную компанию. Самое интересное, что так же отнесутся к этому гипотетическому сценарию и в России, где всего-то покупают три-пять Mazda RX-8 в месяц. Но чувство гордости и сопричастности к чему-то почти волшебному наполняют сердца владельцев и других моделей японской фирмы.
Даже тем, кто не ездит на Mazda, всегда интересно, какими будут следующие RX-7, RX-8, а, может быть, RX-9…
Нечто подобное можно, наверное, отметить и в отношении работников Mazda Motor, в особенности ее инженеров и дизайнеров. Очевидно, что эти люди гордятся уникальностью своей компании, в продукцию которой они вкладывают не только свой интеллект, но и свою душу. Скорее всего, о людях Mazda, наверное, и нужно рассказать в следующий раз.
За рамками повествования, к сожалению, остались весьма полезные модели – Mazda 5 и пикап BT-50. Но еще Козьма Прутков говаривал: «Нельзя объять необъятное».
Комментарии (5)