Главным доводом при повышении штрафов за нарушения правил дорожного движения было обеспечение безопасности: мол, высокие штрафы - гарантия порядка на дорогах. Но у нас зачастую нарушитель вообще не понимает, что делает, и штрафуй его не штрафуй, понимания не прибавляется. А самое страшное, что большой процент таких водителей управляет даже не личным - общественным транспортом.
За примером далеко ездить не надо. Обычное дело: разворачивается легковой автомобиль на улице Пушкина - в разрешенном месте, через трамвайные пути. Водитель заезжает на них, убедившись, что до трамвая далеко и он не затруднит ему проезд. Но вагоновожатая, завидев машину, прибавляет ходу и, в последнюю секунду придвинувшись вплотную, закрывает водителю авто обзор. И тот, "ослепнув", надолго встает поперек путей, выгадывая, как не врезаться в невидимые за трамваем машины. А трамвай звенит и подвигается все ближе... Ну и где вагоновожатую этому учили? И почему не объяснили, что не надо создавать аварийных ситуаций?
Где-где... В учебном центре Метроэлектротранса. Почему-почему... Потому что учили строго в соответствии с планом - на все про все, вместе со стажировкой, десять месяцев по нему отводится. Водителям категории "В" (таких в советское время называли автолюбителями, подчеркивая, что они - далеко не профессионалы) два года рекомендуется ездить с буквой "У" на лобовом стекле, опыта набираться и соблюдать ряд ограничений. А водитель более высокой категории, занятый на перевозках пассажиров, выходит, ничего такого не должен.
Другая рядовая ситуация. Водитель автобуса, отъезжая от остановки, перемахивает через два ряда практически перпендикулярно - из крайнего правого в крайний левый. Он где-то слышал, что у него при выезде с остановки - приоритет, а что приоритет дальше его собственного ряда не работает - не слышал. Он вообще мало что слышал еще - он вчера только из-за границы приехал: в республиканской ГАИ говорят, что у нас за рулем пассажирских автобусов и маршруток через одного сидят мигранты, причем многие с правами, полученными на родине, где еще неизвестно как они учились ездить... Горячие южные парни ездят с ветерком, они теперь на "Миллениуме" легковушки, едущие со скоростью 60 км, как стоячие обгоняют. Впрочем, родной хрен заморской редьки не слаще: у нас водителей автобусов готовят два казанских училища - 137-е и 109-е, и после обучения им дают права категории "Д", с которыми, наездив год стажа, можно управлять машиной, перевозящей сразу несколько десятков пассажиров.
Знакомый сотрудник ГАИ рассказал мне, что год назад остановил "Газель", за рулем которой сидел парень с правами, полученными меньше года назад - сын хозяина маршрута. Сейчас такой же, как он, новичок, вполне возможно, сидит за рулем какого-нибудь красного "Дракона". И против него нет приема - что бы ни говорили о дисциплинирующей силе штрафов. А прав водителей общественного транспорта, по данным ГАИ, за нарушения ПДД практически не лишают - в этом году всего одного или двух сделали "бесправными".
...Во время рейдов типа "Автобус", которые регулярно проводит ГАИ, чего только не анализируют. И количество нарушений ПДД, и техническое состояние автобусов. Не анализируют только профессиональный уровень водителей.