Руководство многих казанских автосалонов скептически оценивает качество сборки и перспективы продаж китайских автомобилей. Однако компании, которые рискнули, уже подсчитывают многократно возросшие прибыли и с трудом удовлетворяют имеющийся спрос на машины из КНР.
По данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», в 2007 году в республике было продано от 1700 до 1800 китайских иномарок. В 2008 году эксперты агентства прогнозируют увеличение продаж «китайцев» в Татарстане на 70-90% (до 3-3,5 тыс.). Как сообщил «где Деньги» руководитель отдела общественных связей российского импортера китайских автомобилей компании «Ирито» Андрей Матвеев, Татарстан является одним из самых быстрорастущих регионов по объемам продаж продукции китайского автопрома. По его данным, в настоящее время в Казани официально работают порядка 6-7 дилеров продаж китайских авто. «Со всей России ежедневно к нам приходят от 10 до 15 заявок на дилерство, но в месяц мы удовлетворяем не более двух-трех», — сообщил г-н Матвеев. Он пояснил, что за последние годы существенно ужесточились требования к дилерам. Обязательным условием для новичков является наличие в автосалоне show room, магазина автозапчастей, склада, авторизованного сервиса. «Не исключено, что в скором времени эти требования еще более ужесточатся», — предположил г-н Матвеев.
По словам директора автосалона «АвтоДом-Фобос» Максима Синицына, объем продаж автомобилей китайского автопрома растет в их автосалоне в среднем на 10% ежемесячно. Максим Синицын уверен, что этот показатель мог бы быть значительно выше, если бы не сложившиеся стереотипы казанских потребителей к китайскому автопрому. «Ранее действительно были некоторые трудности с наличием автозапчастей. Этот опыт негативно сказался на мнении наших потребителей, которые еще побаиваются приобретать автомобили китайского производства, полагая, что это ситуация на сегодняшний день не изменилась», — пояснил он.
Впрочем, представители других автосалонов не столь категоричны в том, что проблемы остались в прошлом. Так, заместитель директора ООО «Азамат» (автосалон «Риф Эль», дилер автомобилей Great Wall, BYD Auto, Hafei Motors, Dong Feng, Foton, FAW) Айдар Тимергалеев признал, что зачастую проблемы возникают при появлении на рынке новой модели. «Приходится ждать пока придут кузовные элементы или запчасти подходящие только к этой модели» — пояснил он. Тем не менее, по словам г-на Тимергалеева, сроки поставки запчастей и насыщения склада постоянно сокращаются. В автосалоне «АвтоДом-Фобос» попытались решить проблему по-своему. «На сегодняшний день в нашем автоцентре сформирован свой склад автозапчастей, который, при отсутствии каких-либо запчастей, пополняется резервами центрального склада в Москве», — отметил Максим Синицын.
Опрошенные продавцы отказались сообщить рентабельность продаж китайских автомобилей, назвав лишь ее «совсем невысокой, чуть выше самого низкого уровня». Однако они считают, что рекордные темпы роста продаж делают этот бизнес весьма перспективным. Так, по словам Андрей Матвеев из «Ирито», «многие клиенты стоят в очереди до двух месяцев, чтобы приобрести, например, Great Wall».
В качестве одного из преимуществ работы с китайскими брэндами, представители автосалонов называют прогнозируемость их ценовой политики. Как рассказал «где Деньги» директор компании «Аврора Азиумут» (официального дилера автомобилей Chery в Казани) Алексей Колобаев, в отличие от отечественного автопрома китайские производители обычно меняют цены только 2 раза в год — перед апрелем и октябрем — самыми продаваемыми месяцами в году. «Потом цены на автомобили держатся стабильно и не варьируются в зависимости от спроса потребителей», — добавил г-н Колобаев.
Далеко не все участники рынка разделяют оптимизм по поводу перспектив сбыта «китайцев» в Татарстане. Так, в салоне «Сапсан-Авто» заявили, что они принципиально не работают с китайскими производителями автомашин, чтобы не портить сложившийся имидж своей компании. Существующий спрос на продукцию китайского автопрома в «Сапсан-Авто» объясняют только низкими ценами на продукцию. «В условиях роста платежеспособности населения России и остающегося низкого качества китайских автомашин, лидерства на рынке им не видать — потребитель, столкнувшись с проблемами технического обслуживания «китайцев», в следующий раз обратится к другому бренду» — считает директор отдела продаж автосалона «Сапсан-Авто» Юрий Филиппов. «Китайские автопроизводители делают акцент на дизайн и технологии, а будущее — за качеством», — подчеркнул он.
Несмотря на имеющийся скепсис, опрошенные «где Деньги» эксперты отмечают большой потенциал для роста продаж китайских автомобилей. «Они с каждым годом будут все больше и больше отвоевывать по небольшому кусочку рынка, особенно от сегмента российских автомобилей, а также бюджетных и подержанных иномарок. К тому же сейчас почти по всем китайским маркам ведется активное строительство дилерских сетей, поэтому приход новых игроков в ближайшее время, вполне вероятен», — сообщил директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Целиков. Тем не менее, по его словам, в ближайшее годы «китайцы» не смогут занять лидерские позиции на рынке Татарстана.