Все мы с вами когда-то ходили на курсы в автошколах, посещали теоретические занятия, зубрили правила дорожного движения, практиковались в вождении по улицам родного города и, в конце концов, - честно сдавали экзамены в ГАИ (или не все?). Но, думаю, найдется мало таких людей, которые заявят, что опыт, полученный ими в автошколе, стал определяющим в формировании опыта управления автомобилем.
Вот и осталась позади автошкола, экзамены в ГАИ, теперь мы находимся в свободном полете, и начинаем накапливать багаж водительских знаний. Проходят годы, и вот мы уже уверенно стоим на всех четырех колесах, приходит уверенность в своих силах, мы начинаем ощущать себя опытными водителями.
Однако стоит нам попасть в экстренную ситуацию (внезапное стечение обстоятельств, не входивших в наши планы спокойного перемещения из точки А в точку В), как все наши навыки оказываются бессильными в стремлении выйти из этой экстренной ситуации целым и невредимым. Для того, чтобы не потерять контроль над ситуацией, человек должен владеть теорией, а еще лучше иметь практический опыт выхода из критических дорожных ситуаций.
Этому не обучают в автошколах, но в некоторых крупных городах есть центры и Школы Высшего Водительского Мастерства, использующие передовой российский и зарубежный опыт. И к счастью, одна из таких школ вот уже более 10 лет работает в Казани. В ней-то и решил повысить своё водительское мастерство ваш покорный слуга.
Первое, о чем нам поведали - это то, что поведение автомобиля зависит от скорости движения и чем выше скорость, тем сложнее осуществлять контроль над машиной при маневрировании и торможении. На какой скорости нас учат ездить в автошколах? Правильно – не больше 40 км/час, хотя нигде в правилах и законах не говорится о таком ограничении. На такой скорости инструктору «комфортнее», исправить помарки ученика довольно легко. Но ученик, с другой стороны постигает лишь самые элементарные знания об управлении автомобилем. На скорости ниже 40 км/ч практически не может произойти непоправимой ошибки: увернуться - легко, затормозить – не проблема (и на прямой, и в повороте), и даже если вы все-таки умудритесь сбить человека, он наверняка останется жив (не зря перед школами и пешеходными переходами стоят знаки ограничения скорости 40 км/ч). А теперь задумайтесь – ну кто у нас в России перемещается по дорогам со скоростью 40 км/час? Правильно – практически никто!
А вот стоит поехать со скоростью потока (60-70 км/час) и выясняется, что быстро остановить автомобиль уже не получится, тормозить в повороте уже довольно опасно, резкие движения уже чреваты нежелательными последствиями. Контролировать автомобиль при возникновении критической ситуации без дополнительных навыков уже довольно проблематично.
Мой водительский стаж – 9 лет и до сегодняшнего дня я практически не задумывался над распределением веса моей машины при совершении того или иного маневра. А ведь знание этого вопроса очень легко объясняет причины возникновения заносов, сносов, поломок подвески при проезде ям или лежачих полицейских на большой скорости.
Насчет руля и тормоза я знал, что порой не стоит работать ими одновременно, но стоит посмотреть программу «Перехват» и понимаешь – да об этом вообще никто не думает. Показывают умудренного опытом водилу, сбившего старушку, который с недоумением разводит руками: «Увидел ее, сразу по тормозам, руль вывернул, а машина как ехала вперед, так и продолжала ехать! Наверное, что-то с рулевым управлением случилось».
За 2 года владения своим последним автомобилем я так и не приноровился чувствовать свои передние и задние габариты, чтобы парковаться «в притирку» когда это было необходимо. Теперь я могу со скорости остановиться перед препятствием на расстоянии 5-10 сантиметров!
Узнал много интересного про торможение и когда оно бесполезно и может стоить жизни случайно выбежавшему на проезжую часть человеку. Изучили более 20 приемов торможения (а всего их около 140!).
После второго занятия этого курса я решил, что надо бы найти график распределения крутящего момента для всех передаточных чисел коробки передач моей машины. Раньше об этих цифрах я имел довольно поверхностное представление.
Читайте продолжение: «Школа устойчивости».
Казанская Школа Высшего Водительского Мастерства
Сайт школы: www.driverclub.ru
Дополнительная информация о КШВВМ.
Для владельцев ТАВТО-карт скидка на обучение 10%
Автор: Сергей Хохлов, руководитель проекта "Автопортал Татарстана"
Комментарии (7)