Из-за «Платона» и кризиса с дорог РТ исчезло 8 тысяч грузовиков, а налоговые сборы с организаций за 4 года упали на 9%.
Аналитическая служба газеты «Реальное время» изучила ситуацию с транспортным налогом в России в целом и в Татарстане в частности (где, наряду с Башкортостаном, одни из самых высоких ставок этого налога по стране). Несмотря на то, что в основном автопарк россиян составляют недорогие автомобили с двигателем мощностью менее 100 л. с., большую часть платежей налоговики собирают с владельцев роскошных мощных машин и машин с двигателем 100—150 л. с. При этом за последние 2 года в Татарстане «исчезли» 30 тыс. владельцев транспортных средств.
В России на 35 млн налогоплательщиков приходится 55 млн транспортных средств
По состоянию на 2016 год в России, согласно налоговой базе и структуре начислений по транспортному налогу, было зарегистрировано 34,5 млн налогоплательщиков (организаций и физлиц), на которых приходилось 54,5 млн транспортных средств (из них большей частью наземный транспорт — 53,8 млн). То есть на одного налогоплательщика приходилось примерно 1,5 автомобиля/грузовика/катера/самолета.
Большая часть владельцев транспортных средств живет, разумеется, в Москве — на 2,7 млн человек там приходится 4,5 млн т/с (или 1,65 т/с на человека). На втором месте Московская область — на 2 млн человек там приходится 3,6 млн т/с (т.е. уже 1,8 т/с на человека). Любопытно, что по итогам 2014 года область была лидером и по числу зарегистрированных автомобилей, тогда налоговики обнаружили в подмосковных гаражах 6,4 млн машин. Куда они с тех пор подевались — неизвестно.
Третье место который год подряд занимает Краснодарский край (он вошел в тройку еще в 2014 году с 1,6 млн авто), на 1,3 млн налогоплательщиков здесь приходится 2,2 млн т/с.
Татарстан занимает лишь седьмое место: здесь на 973,2 тыс. налогоплательщиков приходилось в 2016 году 1,47 млн т/с (или 1,5 т/с на человека). Что интересно, по числу налогоплательщиков/владельцев транспорта Татарстан уступает Башкортостану, однако у соседей на большее число налогоплательщиков приходится меньшее количество автомобилей (1,25 т/с). Из учтенных в налоговой базе татарстанских транспортных средств большая часть, 1,46 млн, приходится на наземный транспорт. Лодок, яхт, катеров, судов — всего 13 тыс. Еще меньше самолетов — 134.
Наибольшее количество водного транспорта, если не считать богатые Москву и Московскую область, приходится либо на приморские регионы, либо на регионы с большими судоходными реками: Санкт-Петербург (41 тыс. катеров/судов, или 2%), Краснодарский край (20 тыс. судов, или 0,89%), Красноярский край (26,8 тыс. судов, или 2,1%), Хабаровский край (27,6 тыс. судов, или 5,6%), Астраханская область (17,7 тыс. судов, или 5,8%). Наибольший авиапарк — в Москве (947 т/с), Санкт-Петербурге (564 ), Московской области (509 ), Ханты-Мансийском автономном округе (306) и Тюменской области (253). Татарстан по числу воздушных транспортных средств не входит даже в десятку, занимая 13-е место.
В Татарстане и Башкортостане одни из самых высоких ставок транспортного налога по стране
Однако транспортный налог исчислен лишь по 88% всех зарегистрированных транспортных средств (объектами налогообложения не являются промысловые морские и речные суда, тракторы, весельные лодки и т. д. — полный список тут), или 48,17 млн. Если подсчитать количество налогооблагаемых т/с и проранжировать регионы по количеству автомобилей, топ-10 окажется несколько иным: так, например, Татарстан переместится с 7-го на 6-е место с 1,2 млн легковых автомобилей. В топ-3 опять же войдут Москва (3,4 млн авто), Московская область (2,9 млн), Краснодарский край (1,7 млн).
Интересно посмотреть на ситуацию с легковыми автомобилями в разрезе их мощностей: очевидно, что в бедных регионах большая часть автопарка приходится на маломощные автомобили (до 100 лошадиных сил), тогда как в богатых субъектах РФ чаще позволяют себе машины мощностью свыше 100 л. с. и свыше 250 л. с. Существенную роль здесь играют и ставки транспортного налога, которые, как известно, растут с увеличением мощности двигателя авто (и приводят к так называемому «налогу на роскошь». К слову, владельцы машин в Москве с двигателем мощностью более 200 л. с. регистрировали их на разных льготников, пока эту лазейку не отменили).
Напомним, базовый размер ставок по налогам устанавливается Налоговым кодексом РФ, но в силу того, что транспортный налог — налог региональный, итоговая ставка здесь зависит от местных властей, которые принимают те или иные коэффициенты для расчета. Так, на 2017 год федеральным центром установлен базовый размер ставки для авто с мощностью до 100 л. с. включительно — 2,5 рубля с лошадиной силы, 100—150 л. с. включительно — 3,5 рубля, 150—200 л. с. — 5 рублей, 200— 250 л. с. — 7,5 рублей, свыше 250 л. с. — 15 рублей. Регионами они могут быть изменены, но не более чем в 10 раз. К слову, сэкономить на величине налога, зарегистрировав авто в регионе с самыми низкими ставками, невозможно — уведомление приходит по месту прописки автовладельца. Впрочем, можно оформить авто на человека, проживающего в таком регионе. Но вряд ли большинство россиян будут заморачиваться в этом вопросе. Самые низкие ставки в 2017 году — на Чукотке (от 5 рублей за мотор «до 100 л. с.» до всего 30 рублей за авто с двигателем мощностью свыше 250 л. с.), в Магаданской области (от 6 до 36 рублей), Ингушетии (от 5 до 40 рублей) и Крыму (от 5 до 50 рублей). Отдельно стоит отметить Свердловскую и Калининградскую области, где ставки для «бюджетных моторов» (до 100 л. с.) всего 2,5 рублей за лошадиную силу. В Татарстане, как и в Башкортостане, одни из самых высоких ставок транспортного налога (по крайней мере, с 2015 года), базовые ставки просто помножены на 10. Получилось от 25 до 150 рублей за л. с. Для сравнения, в Москве и Московской области за двигатель «до 100 л. с.» попросят по 12 рублей за лошадиную силу. Впрочем, это компенсируется размером автопарка этих регионов.
Не сказать, чтобы разность ставок привела к повальной регистрации автомобилей на жену/тещу/брата/друга, хотя исключать такой возможности нельзя. Больше всего автомобилей с двигателями до 100 л. с. в Московской области — 1,08 млн машин. Затем идут Краснодарский край (здесь ставка тоже всего 12 рублей) — 962,6 тыс., Москва — 794,2 тыс. и… Татарстан.
Отметим, что из регионов, входящих в топ-5 по количеству автомобилей с двигателями мощностью до 100 л. с., в Татарстане самая высокая «бюджетная ставка» — 25 рублей (для юрлиц, для «физиков» — всего 10 рублей). В Ростовской области (692,4 тыс. машин) она тоже меньше, 12 рублей за л. с.; в Самарской области (594,2 тыс. машин) — 16 рублей, в Челябинской области — всего 7,7 рублей, в Нижегородской области 13,5—22,5 рубля (до 45 л. с. считается отдельно), в Ставропольском крае — всего 7 рублей. В Башкортостане тоже «дерут» за машину с двигателем мощностью до 100 л. с. 25 рублей.
Больше всего налоговики в РФ собирают с владельцев мощных машин и машин с двигателями 100—150 л. с.
В России больше всего маломощных автомобилей — их 19,3 млн. Машин с двигателями мощностью до 150 л. с. — 14,5 млн. Практически только в богатых регионах соотношение количества маломощных машин к автомобилям с двигателями 100—150 л. с. в пользу последних. Среди них Москва (1,5 млн против 794,2 тыс.), Московская область (1,2 млн против 1 млн), Санкт-Петербург (684,4 тыс. против 421 тыс.), ХМАО (242,7 тыс. против 219 тыс.). Отдельно стоят дальневосточные регионы (Хабаровский край, Амурская область) и, например, Калининградская область, где статистику можно объяснить близостью к Японии или Европе, что сказывается на относительной дешевизне импортных автомобилей с двигателями 100— 150 л. с.
Несмотря на то, что в Татарстане меньше машин облагается налогом (6-е место), чем в Ростовской области (5-е место), в РТ собирают с автовладельцев существенно больше налогов: 4,8 млрд рублей против 3,4 млрд рублей. Что вполне объяснимо, учитывая щадящие ставки у ростовчан для машин с двигателями до 200 л. с. С Татарстаном Ростов уравнивается только в «поборах с богатых»: ставки по машинам с двигателем 200—250 л. с. и от 250 л. с. составляют в обоих регионах 75 и 150 рублей соответственно.
Несмотря на большее количество маломощных автомобилей в России, с владельцев машин с двигателями 100—150 л.с. регионы собирают в два с лишним раза больше: 35,9 млрд рублей против 15,7 млрд (спасибо прогрессивной шкале). При этом расчеты тех, кто вводил «налог на роскошь» (то есть очень высокие ставки за двигатели мощностью свыше 250 л. с.), кажется, вполне оправдываются. Так как вторые по величине сборы в региональные бюджеты — это именно сборы с владельцев дорогих и мощных авто, 30,5 млрд рублей. Но это в целом по России (в основном деньги «гребут лопатой» налоговики Москвы, Московской области и Питера). В Татарстане, к примеру, соотношение иное: на моторы свыше 250 л. с. приходится всего 572,6 млн рублей сборов (однако это больше, чем поступает в бюджет от владельцев маломощных авто — 524,3 млн рублей), а основной поток налоговики РТ получают с владельцев машин с двигателями мощностью от 100 до 150 л. с. — 1,4 млрд рублей.
Всего за 2016 год в региональные бюджеты должно поступить 165 млрд рублей транспортного налога (для организаций — не позднее 10 февраля 2018 года, для «физиков» — не позднее 1 декабря 2018 года), из них по наземным транспортным средствам — 161,7 млрд рублей. В свою очередь, из них по легковым автомобилям — 119,2 млрд рублей.
Из-за кризиса «убежали» 30 тысяч владельцев транспортных средств Татарстана
Если говорить только о Татарстане, то число налогоплательщиков — владельцев транспортных средств с 2012 года выросло, хотя и ненамного: всего на 9%. Причина — в кризисе 2014—2015 годов, когда часть автовладельцев сняла с регистрации свои транспортные средства (уловка поможет, но временно) и могла кататься на транзитных номерах, этот период не был взят в расчет при начислении транспортного налога. Либо же транспортные средства были просто-напросто проданы. Тогда от налоговиков «сбежали» почти 30 тыс. налогоплательщиков.
Даже к 2016 году число владельцев т/с, учтенных налоговыми органами, не приблизилось к уровню 2014 года, составив 973,2 тыс. человек. При этом число федеральных льготников с 2012 года упало почти наполовину: с 26,3 тыс. до 15,2 тыс. Снизилось, но не настолько, и число владельцев, к которым применимы татарстанские льготы (с 17,3 до 14,6 тыс. человек).
Сильнее всего кризис ударил по владельцам маломощных авто РТ
Кризис, разумеется, точно так же отразился и на количестве транспортных средств: рост до 2014 года (с 1,3 млн до 1,5 млн т/с) и падение до 1,4 млн т/с в 2015—2016 годах. В абсолютном выражении «потерялось» 50 тыс. транспортных средств (их «не нашли» пока и в 2016 году). Сильнее всего кризис ударил, конечно, не по богатым: во всяком случае, количество автомобилей с двигателем мощностью свыше 200 л. с. и свыше 250 л. с. с 2014 года даже выросло. Всего же за четыре года число мощных авто в Татарстане выросло в 1,5 раза: с 15,7 тыс. до 24 тыс. легковых авто с двигателем мощностью 200—250 л.с. и с 9,7 тыс. до 13,8 тыс. авто с двигателем свыше 250 л. с. В 1,7 раза выросло и число автомобилей с двигателем 100—150 л. с. Доля таких машин в общем автопарке РТ увеличилась с 20,4 до 33,6%. Тем не менее почти 60% машин в Татарстане — маломощные (до 100 л. с.). И именно по их владельцам кризис ударил по-настоящему: количество таких автомобилей с 2012 года снизилось на 13%: с 831 тыс. до 706,2 тыс. Говорить о том, что все их владельцы, продав бюджетные авто, купили что-то подороже, не приходится. Число всех легковых автомобилей в Татарстане за 4 года снизилось на 4%, или на 82 тыс. машин. Судя по данным за 2016 год, в текущем году стоит ждать «разворота» тренда и роста числа автомобилей.
Та же кризисная тенденция коснулась и автобусного парка, и парка грузовиков. Число автобусов упало на 15%, и падение в 2016 году продолжилось, составив уже 14,7 тыс. автобусов против 17,3 тыс. в 2012 году. О ситуации с грузовыми авто — читайте ниже.
Владельцам машин с двигателями мощностью 100—150 л.с. татарстанские налоговики начислили 1,5 млрд рублей
На объеме налогов это отразилось разве что в смысле торможения роста их собираемости (но надо иметь в виду и «временной лаг»: например, полностью 2016 год «закроется» в 2018 году). И «начислено» — не значит «получено». Но даже в случае «начисленного» налога с 2015 по 2016 год его объем почти не вырос, точно остановившись на одной отметке — 4,8 млрд рублей. С 2012 года объем платежей по транспортному налогу рос на 13%, затем на 16,4%, но с 2014 года рост снизился сначала до 5,8%, а затем и вовсе упал до нуля. Нетрудно предположить, что цифры 2017 года могут быть для налоговиков печальными. Но тенденции по снижению числа владельцев 70% автопарка Татарстана, а это владельцы маломощных автомобилей с двигателем до 100 л. с., все-таки отразились в цифрах налоговых сборов — объем собранного налога на них упал на 5% с 2012 года, с 2014 года снижение это ежегодное. Правда, для налоговиков это падение некритично: напомним, на долю этих владельцев приходится лишь 15,7% всех сборов по легковым авто (524,3 млн рублей).
Отразилось на налоговых сборах и сокращение количества грузовых автомобилей (здесь, впрочем, необходимо иметь в виду и «Платон»): во всяком случае, с 2014 года объем начисленного транспортного налога успел упасть уже на 7% (с 1,3 млрд рублей до 1,25 млрд рублей). Меньше стали начислять налогов как на владельцев маломощных грузовиков (минус 5%), так и на владельцев мощных с двигателем 200—250 л. с. (минус 14,5%) и свыше 250 л. с. (минус 8,8%). Отметим, что в Татарстане также и одни из самых высоких ставок транспортного налога среди российских регионов на грузовые автомобили (от 25 до 85 рублей за л. с.).
Из-за «Платона» и кризиса с дорог Татарстана исчезло 8 тыс. грузовиков, а налоговые сборы с организаций упали на 9%
На организации падает примерно пятая часть налоговых платежей: за 2016 год юрлицам начислили 1,1 млрд рублей (из 4,8 млрд рублей). Правда, структура их иная, чем у физических лиц. Больше половины объема транспортного налога приходится на грузовые автомобили — 572,8 млн рублей (из них на самые мощные грузовики свыше 250 л. с. — 319,3 млн рублей). За легковые автомобили с компаний потребуют 364 млн рублей. При этом в автопарке Татарстана на организации приходится на 40 тыс. грузовиков меньше, чем на физические лица (89,3 тыс. и 48,8 тыс. машин), но с меньшего автопарка компаний налоговики, если считать пропорционально, получают больше: так, с компаний потребуют 572,8 млн рублей, а с физлиц — за почти вдвое больший автопарк – всего 681,3 млн рублей.
Объем транспортного налога для юрлиц повышался с 2012 года (тогда организациям Татарстана начислили чуть более миллиарда рублей), пиковым стал 2015 год, когда было начислено 1,2 млрд рублей. Именно тогда, осенью 2015 года, власти ввели систему взимания платы с грузовиков, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, — «Платон». Однако транспортный налог при этом отчего-то не отменили: в итоге тот факт, что транспортные компании или владельцы грузовиков были обязаны вносить в бюджет два обязательных платежа на ремонт автомобильных дорог, возмутил и транспортные компании, и дальнобойщиков. В итоге власти пошли на попятную, и летом 2016 года освободили от уплаты транспортного налога владельцев тяжелых грузовиков (свыше 12 тонн). В итоге объем начисленного транспортного налога на организации в Татарстане в 2016 году упал на 9%, составив 1,14 млрд рублей. Судя по структуре начисленного налога, объем платежей организаций за грузовики за год упал сразу на 14%: с 663,4 млн рублей до 572,8 млн рублей (для физлиц — на 7%). Впрочем, от налога освободили, напомним, летом прошлого года, так что в первом полугодии 2016-го многие владельцы большегрузов могли попытаться уйти от двойной налоговой нагрузки, поставив часть автопарка «на прикол» (или продав грузовики). Об этом говорит и динамика количества грузовых автомобилей в Татарстане: до кризиса автопарк грузовиков пополнялся, к 2014 году составив 53,2 тыс. машин у организаций и еще 93,1 тыс. машин, принадлежавших физлицам. Затем началось падение, а в 2015—2016 годах ситуацию усугубил еще и «Платон»: в итоге частники «скинули» 2% своего грузового автопарка (почти 2 тыс. машин), а компании — и вовсе 7% (более 3,5 тыс. машин). Всего за 2 года с дорог исчезли более 8 тыс. грузовиков. При этом кризис коснулся как владельцев маломощных грузовиков (до 100 л. с.), число которых упало в Татарстане за 4 года на 9%, так и владельцев грузовых машин с двигателями мощностью 200—250 л. с., которых стало меньше на 15%.