Новый, "с иголочки", автомобиль, сверкающий свежей краской, выглядит очень нарядно. Однако с началом эксплуатации лакокрасочное покрытие кузова сразу начинает страдать от воздействия соли, кислотных осадков, грязи и пыли, ультрафиолетового излучения, перепадов температуры воздуха и воды (при мойке). Краска выцветает, окисляется, покрывается царапинами и трещинами. В результате автомобиль начинает ржаветь - как снаружи, так и в скрытых полостях.
В таких скрытых полостях коррозия возникает потому, что при движении на неровностях кузов автомобиля "дышит": в сварных швах его элементов возникают деформации, снижающие плотность прилегания деталей. Это разрушает защитную антикоррозийную пленку, нанесенную изнутри на кузовные поверхности. Если такая ржавчина "вылезает" снаружи кузова - значит, процесс его гниения зашел уже очень далеко.
На днище автомобиля коррозия появляется при старении заводского пластизолевого покрытия, его отслаивании и попадании влаги в образовавшиеся полости. Защитный слой также повреждается песком, мелкими камешками и гравием, летящим из-под колес.
Нанесение защитного антикоррозийного покрытия - самый надежный способ уберечь машину от "рыжей смерти". В связи с этим у автолюбителя может возникнуть вопрос: когда и чем производить антикоррозийную обработку?
Когда?
Новые иномарки, особенно высшей ценовой группы, после покупки редко нуждаются в дополнительной антикоррозийной защите. Однако и у них есть отдельные слабые места. О целесообразности такой обработки можно проконсультироваться и в автосалоне, и в антикор-центре.
Новые машины отечественного производства лучше защищать немедленно после приобретения и полностью. Это актуально даже в том случае, если не предполагается эксплуатировать их сразу: кузова российских авто (а также производства других постсоветских стран) весьма подвержены воздействию вредных факторов, способствующих появлению ржавчины.
Если скрытые полости кузова обработаны на заводе, к руководству по эксплуатации, как правило, прикладывают паспорт со схемой антикоррозийной защиты и условиями гарантии на нее. В этом случае нелишне обратиться в антикор-центр и проверить полноту нанесения и состояние покрытия.
После покупки подержанной машины - как отечественной, так и иномарки - рекомендуется сразу сделать ее полную антикоррозийную обработку. Впрочем, если купленный автомобиль проходил эту процедуру недавно, иногда можно не торопиться: некоторые антикор-центры предоставляют гарантию на свои работы, которая сохраняется и при смене собственника автомобиля. Поэтому, если предыдущий владелец передал соответствующие документы, можно рассчитать время следующего посещения антикор-центра.
Вообще же, владельцам любых подержанных машин рекомендуется проводить их полную антикоррозийную обработку не реже, чем раз в два года. Ведь даже оцинкованные детали кузова, хотя и медленнее, тоже ржавеют, особенно в промышленных городах. Поэтому можно взять за правило перед началом каждого зимнего сезона укладывать автомобиль на бок и обрабатывать днище, колесные арки и все, что возможно, автоконсервантом. Но все же лучше для проведения антикоррозийной защиты обращаться в антикор-центр, где работы проводятся по отлаженной технологии с применением специального оборудования. Кроме того, рекомендуется один раз в год, лучше опять-таки перед началом зимнего сезона, посещать такой центр для профилактического осмотра машины и устранения мелких повреждений защитных покрытий.
Чем?
Различают три поколения составов.
1. Консервационные составы, изготовленные на основе загущенных масел с добавками ингибиторов коррозии. На вертикальных поверхностях (двери, пороги) эти материалы держатся недолго. Они стекают вниз, оставляя пленку, нестойкую к механическим воздействиям и проницаемую для паров воды.
2. Пленкообразующие ингибированные нефтяные составы (ПИНС), имеющие хорошее сцепление с металлом. Воскообразная пленка изолирует его от воздействия атмосферы, а ингибиторы блокируют коррозию.
Иногда в такие составы добавляются модификаторы ржавчины. Они "восстанавливают" металл, превращая продукты коррозии в дополнительную защитную пленку толщиной около 100 мкм, схожую с грунтом.
Некоторые фирмы предлагают составы, содержащие алюминиевый наполнитель. В название таких составов добавляют слова "бронза" или "голд", подчеркивая характерный бронзовый или золотистый цвет защитной пленки. Наполнитель увеличивает ее абразивостойкость и затрудняет проникновение агрессивных ионов (например, хлора) к поверхности металла.
В последнее время появились составы с цинковым наполнителем. Его частички, повышая абразивостойкость защитного покрытия, также способствуют замедлению электрохимической коррозии: цинк, благодаря своим химическим свойствам, разрушается вместо защищаемого металла.
3. Материалы, содержащие вместо летучих нефтяных растворителей воду или высокоочищенные масла. Поэтому такие составы не загрязняют атмосферу.
Существует ряд требований к антикоррозийным составам (в зависимости от их назначения). Материалы для защиты скрытых полостей должны:
* быть однородными;
* хорошо проникать в микрозазоры и трещины;
* вытеснять воду и электролиты с поверхности металла;
* эффективно пропитывать продукты коррозии (ржавчину);
* образовывать эластичную пленку;
* не оказывать вредного воздействия на лакокрасочное покрытие.
Материалы для защиты днища кузова и колесных арок должны:
* не трескаться и не отслаиваться, иметь механическую прочность и абразивную стойкость к ударам песка и гравия;
* быть эластичными, выдерживать эксплуатационные температуры и механические деформации кузова;
* хорошо изолировать металл от агрессивных электролитов.