Лето – время, когда загородные шоссе по всей Европе и в России переполнены легковушками с семьями, выезжающими в отпуск. В России традиционно сложно добраться к морю, в южную часть страны – в период праздников и с началом летнего сезона оказывается сильно загруженной трасса M-4 «Дон» в краснодарском крае, с помощью которой можно попасть в такие города как Краснодар, Сочи, Новороссийск. Например, в июле этого года пробка на трассе в направлении Ростова растянулась на 45 км*. В Германии массовый исход автомобилей в места отдыха настолько привычен и регулярен, что у него есть собственное название: Blechlawine, или «железная лавина».
На шоссе с плотным трафиком часто возникают так называемые «фантомные» пробки – внезапные замедления движения без видимых на то причин. Такие пробки чаще всего вызваны человеческим фактором – например, перестроением без включения «поворотников», отвлечением водителя от процесса управления автомобилем, несвоевременной реакцией на меняющуюся дорожную обстановку или излишне резким торможением. Достаточно одному водителю запоздало ударить по тормозам – и то же самое приходится делать тем, кто едет сзади. Возникает цепная реакция, в результате которой может полностью остановиться весь трафик на шоссе.
Эксперты компании Ford и исследователи из Университета Вандербилта в США опытным путем доказали, что такие задержки на дорогах могут быть минимизированы благодаря массовому использованию технологии, уже доступной на автомобилях Ford.
На закрытой трассе Ford водители 36 автомобилей воспроизвели условия обычного движения на трассе, при этом адаптивный круиз-контроль был включен у всех. Эти же водители затем проехали трассу с отключенным адаптивным круиз-контролем, самостоятельно управляя разгоном и замедлением автомобиля.
Результат: активированный адаптивный круиз-контроль серьезно уменьшил последствия внезапного торможения для двигающихся позади автомобилей. Причем этот результат сохранялся, даже если технология была задействована только на одном автомобиле из трех. При внезапном торможении автомобилей впереди люди тормозили резче, чем этого требовала ситуация, и это порождало «волну» торможений, практически парализовавшую движение.
Адаптивный круиз-контроль, который в России устанавливается на внедорожник Ford Explorer, автоматически замедляет и разгоняет автомобиль для поддержания одного темпа с транспортным средством впереди. При этом исключаются ошибки, связанные с усталостью или отвлечением водителя.
«Радость от поездки в отпуск с семьей на автомобиле могут быстро омрачить внезапные пробки – особенно когда вы узнаете, что повода для них не было, – отмечает Торстен Вей (Torsten Wey), менеджер по системам помощи водителю и технологиям безопасности в европейском подразделении Ford. – Мы призываем владельцев Ford, чьи автомобили имеют адаптивный круиз-контроль, использовать его в длительных поездках. Мы надеемся, что эта «умная» технология станет первым шагом к тому, чтобы сделать автомобильные путешествия проще».
Ford в настоящее время предлагает адаптивный круиз-контроль на 80% коммерческих и легковых моделей в Европе. В России этой технологией, позволяющей автоматически поддерживать заданную дистанцию до впередиидущего автомобиля, оснащается флагманский 7-местный внедорожник Ford Explorer**. Комплекс систем помощи водителю внедорожника также включает ассистент движения по полосе, предупреждающий водителя о выезде за пределы занимаемой полосы и при необходимости возвращающий автомобиль обратно при помощи рулевого управления, систему активной помощи при парковке (работает как при параллельной, так и перпендикулярной парковке), системы предотвращения опрокидывания, контроля тяги в поворотах и трогании на подъеме.
Ранее исследование, проведенное Центром исследований и инноваций Ford в Ахене, выявило что оснащение автомобилей активным круиз-контролем и системой предупреждения о фронтальном столкновении могло бы предотвратить порядка 5% ДТП на европейских шоссе, приведших к причинению вреда здоровью людей, или серьезно облегчить их последствия. Кроме того, внедрение этих технологий может сэкономить водителям в общей сложности более 3 000 000 часов из ежегодно проводимых ими в пробках и снизить расход топлива автомобилем на 3%, сообщает пресс-служба компании.
Как проходил эксперимент
Во время эксперимента 36 автомобилей заняли три полосы (по 12 в каждой) на овале высокоскоростного трека. Ведущие автомобили в каждой из полос замедлялись с 97 км/ч до 64 км/ч, имитируя типичное для скоростного шоссе торможение из-за помех. Без адаптивного круиз-контроля все водители тормозили резче, чем автомобиль впереди, из-за чего «волна» торможений становилась все более выраженной к концу колонны.
После этого эксперимент повторили с активированным на автомобилях адаптивным круиз-контролем. Он был установлен на 100 км/ч, немного выше, чему скорость ведущих автомобилей, чтобы вся колонна двигалась в едином темпе. В этом случае технология адаптивного круиз-контроля продемонстрировала превосходство над действиями водителей почти при каждом торможении.
В одном из заездов адаптивному круиз-контролю удалось фактически подавить распространение «волны» торможений, последний автомобиль в колоне не остановился, а замедлился всего на 8 км/ч.
После этого адаптивным круиз-контроль оставили включенным лишь на 33% автомобилей. По мнению экспертов, это нижний порог количества машин в потоке, при котором оснащенные технологией ACC транспортные средства могут предотвратить образование «фантомных» заторов. Результат полностью соответствовал результатам заездов с активированным на всех автомобилях круиз-контролем.