В Тобольске уволено 16 гаишников за поддельные дипломы высшего и среднего образования. Одновременно с этим в Москве глава милиции Рашид Нургалиев предложил вывести новый тип инспектора ГИБДД, который не буде брать взятки, зато будет помогать водителям. Министр считает, что если улучшить образование и социальное обеспечение гаишников, они перестанут мздоимствовать. Правозащитники уверены, что он опоздал и нынешних инспекторов уже не изменить.
В среду стало известно, что в Тобольске уволено 20 офицеров милиции с фальшивыми дипломами о высшем и среднем профессиональном образовании. Управление Генпрокуратуры России по Уральскому федеральному округу вскрыло нарушение в УВД Тобольска – 5 милиционеров и в местном ГИБДД – 16 инспекторов. Мошенников обнаружили в результате прокурорской проверки. Одновременно с этим в Москве в Совете Федерации выступил министр МВД России Рашид Нургалиев с предложением создать новый тип дорожного милиционера, которого будет «селекционировать» более качественное, чем нынешнее образование.
«Достижение главных целей федеральной целевой программы безопасности дорожного движения мы связываем с формированием нового облика сотрудника ГИБДД»,- сказал Нургалиев.
Говоря о нынешнем состоянии дел, министр признал, что в прошлом году более 5 тыс. сотрудников ГАИ были уличены во взяточничестве. Причем. несмотря на совместную борьбу службы собственной безопасности и контрольно-профилактического отдела ГИБДД с недобросовестными гаишниками, их все больше.
Если в 2006 году 3582 попались на взятках, а в прошлом году их число увеличилось уже до 5268 человек.
Чтобы улучшить облик своих сотрудников, министр МВД обратился к гражданам и предложил водителям не давать гаишникам взятки. «Зачем законопослушному человеку давать взятку, почему нет конкретных мер к тем, кто этим занимается?» - сказал правоохранитель. По его словам, гаишники должны быть принципиальными и требовательными к нарушителям и вежливыми и понимающими по отношению к гражданам, попавшим в затруднительное положение.
Для воспитания нового типа гаишника Нургалиев предложил перейти на новый стандарт образования – будет возрождена Орловская школа по подготовке сотрудников ДПС, а в образовательных учреждениях введены кафедры по безопасности дорожного движения. «Ранее у нас учили инспекторов по общим «правоохранительным» стандартам, а им нужен свой»,- пояснил Нургалиев. Он также отметил, что с избранным президентом Дмитрием Медведевым уже согласованны вопросы создания специального соцпакета для инспекторов ГАИ. «Нужно перевести финансирование милиции и Госавтоинспекции на федеральный бюджет»,- отметил начальник МВД.
Правозащитники уверены, что даже если воспитать гаишников и прибавить им зарплату они не перестанут брать взятки.
«Нужно было раньше об этом думать, сейчас нельзя изменить гаишников,- говорит президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – Инспекторы, привыкшие к высокому доходу уже не смогут от него отказаться даже если появится обещанный соцпакет, достойная зарплата и другие льготы. «Вам любой психолог скажет, что человек, зарабатывавший миллион, не сможет его променять на 30 тыс. рублей при том, что есть возможность по-прежнему брать взятки»,- считает Травин. Единственным решением проблемы взяточничества Травин видит исключение у ГАИ «взяткоемких» обязанностей. По его мнению, нужно забрать у Госавтоинспекции техосмотр, регистрацию автомобилей, автошколы и экзамены, а каждое административное дело направлять в суд с возможностью решения дела через интернет для быстроты рассмотрения.
Гаишникам он предлагает оставить контроль над организацией дорожного движения (пробки), профилактику и надзор за безопасностью движения, контроль ГОСТов и коммунальщиков.
При этом он убежден, что нужно стремиться обновить состав службы. «В ГАИ нужно принимать только новых сотрудников на конкурсной основе и с высшим образованием»,- уверен Травин.
С Травиным согласен лидер «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин. Невозможно получить нового сотрудника ГИБДД без реформы самой структуры ведомства»,- говорит Похмелкин. По его мнению, на базе ГАИ должно быть создано специальное привилегированное подразделение дорожной полиции по западному аналогу, которое будет заниматься профилактикой аварийности и пробок. При этом зарплата конкретного гаишника должна быть напрямую привязана к количеству аварий на вмененной территории. «Подчиняться новое ведомство должно гражданскому министру, а не МВД – это поможет избавиться от коррупции»,- заключил правозащитник.