Объем продаж оборудования для автомобильной навигации растет с каждым годом. В 2006 году он увеличился на 40%, в этом ожидается 60—80%. Минимальный спрос на такую технику варьируется в пределах 500—600 тысяч единиц ежегодно. Общая потребность по стране — 20—30 миллионов.
Спутниковый штурман в России скоро может стать попутчиком каждого водителя. И в этой ситуации возникает закономерный вопрос: какой спутниковой сетью будут пользоваться автолюбители: американским GPS, европейским Gallileo или российским ГЛОНАСС? Ответ, похоже, зависит от того, насколько отечественные чиновники готовы пустить бизнес в развитие нашей группировки спутников.
Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС) начала разрабатываться больше 20 лет назад. Потом, как это, впрочем, произошло со многими стратегическими и военными проектами, заглохла. И аналогичная американская GPS стала преобладающей наблюдательной системой на околопланетной орбите.
Россия вспомнила о своем проекте тогда, когда оказалось, что наши военные (под которых в общем-то и затачивался ГЛОНАСС) уже готовы начать пользоваться американскими спутниками. В 2001 году по инициативе президента правительством была запущена федеральная целевая программа, преследующая, как всегда, масштабные цели: к 2011 году полностью развернуть группировку ГЛОНАСС, оснастив ее новейшей техникой, обеспечить навигационной информацией субъекты РФ и выйти на мировой рынок с конкурентоспособной отечественной навигационной аппаратурой. Но после этого и начались проблемы. Одно дело программу принять, другое — выполнить. Как оказалось, для выполнения ФЦП одного государственного финансирования недостаточно.
В свое время Пентагон, предвидя аналогичную проблему, допустил частный бизнес в софинансирование проекта. Сегодня, похоже, и наши чиновники готовы пойти на аналогичный шаг. “Решить проблемы развития навигации в стране только за счет бюджетных средств не представляется возможным, — утверждает руководитель Федерального агентства геодезии и картографии Александр Бородко. — В основу должны быть положены взаимовыгодное партнерство государства и бизнеса”. Сегодня Минтранс и Военно-промышленная комиссия готовят документы, которые должны стимулировать развитие рынка продукции и услуг в сфере спутникового наблюдения и навигации. Пока они находятся в стадии разработки, судить об их эффективности достаточно сложно. Но сам факт того, что государство признало стратегическую ошибку и готово ее исправить, дает надежду на то, что на рынке орбитальных услуг появится сильный и конкурентоспособный игрок. И это будет наша страна.
Комментарии (2)