Документ вступает в силу с 1 сентября нынешнего года, и он оговаривает, как весь инспекторский состав по-новому должен контролировать дорожное движение. Он появился на свет в рамках административной реформы и стал одним из первых в деятельности Госавтоинспекции.
Раньше гаишники работали в соответствии с наставлением по работе дорожно-патрульной службы, которое было утверждено в 1999 году. С осени на смену ему пришли два документа: административный регламент и Наставления по организации деятельности дорожно-патрульной службы. В первом расписаны все требования к сотрудникам ГИБДД при общении с нами, водителями и пешеходами. Второй документ - это внутренний распорядок, он открыт только для служебного пользования. Но вступит в силу одновременно с административным регламентом.
Не выйдем из засады!
Вот за что еще не любят гаишников, так это за стремление замаскироваться. Мол, если бы не прятались, а наоборот стояли на виду – все бы их видели и меньше бы нарушали. Тоже так думаете? Не дождетесь! Регламент не запрещает гаишникам сидеть и в тех патрульных машинах, которые не раскрашены по-милицейски. Правда, останавливать вас имеет право только сотрудник, одетый в форму сотрудника с погонами, знаками различия и т. п.
Официально, но без церемоний
В новом регламенте пошагово расписаны все действия инспекторов в различных ситуациях. Причем речь идет не только об исполнении прямых обязанностей, но и об общемилицейских функциях.
Для дэпээсника регламент – это и пособие по служебному этикету, где расписано, как должно проходить общение между инспектором и водителем. Инспектор должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения. Кстати, теперь он не должен отдавать воинское приветствие участнику дорожного движения. Якобы, жезл мешает руку поднимать, а водители потом жалуются на неприветливость инспектора. По требованию автовладельца или пешехода инспектор обязан, по-прежнему, предъявить удостоверение, правда, не выпуская его из рук.
В целом взаимоотношения, цитируем, «должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным и уважительным отношением к гражданам».
Из своей не выйду и в его машину не сяду?! А придется
Неуверенные в себе водители и небогатые автовладельцы, как правило, всегда стараются выскочить из машины и самому подойти к инспектору. Авось, помилует. Те, кто понаглей и побогаче, а также девушки, считающие, что вправе сидеть в присутствии незнакомого мужчины, уверены, что поговорить с гаишником можно и сквозь едва приоткрытое окошко.
В регламенте прописано даже то, с какой стороны инспектор должен подходить к автомобилю: «Обращение к водителю должно осуществляться, как правило, со стороны места нахождения водителя. При наличии объективных обстоятельств (угроза личной безопасности при нахождении на проезжей части, загрязненность дорожного покрытия и других) сотрудник вправе обратиться к водителю с противоположной стороны».
Но инспектор запросто может предложить водителю выйти из машины для того, чтобы устранить неисправность, при наличии у водителя признаков опьянения, для проведения сверки номеров с документами, для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза, а также, когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, оказании помощи или, когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника. Словом, есть масса оснований заставить вас выйти из машины. Предложить пройти в автомобиль или в служебное помещение инспектор также может, но лишь в том случае, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.
Инспектор ГИБДД – это милиционер, не будем этого забывать. А значит, имеет право не только осмотреть (в том числе, сверить номера), но и произвести досмотр «под протокольчик». Не стоит пытаться упираться показать содержимое багажника, если у инспектора возникнет такая просьба. Иначе придется убить время на составление протокола, поиск двоих понятых… Вам это надо?
А ну дыхни!
В регламенте четко прописано, каким образом проводится выявление нетрезвых водителей. Вам могут прямо на месте предложить дыхнуть в алкотестер в присутствии двух понятых. Если у инспектора нет под рукой нужного прибора, он обязан отвезти человека на ближайший пост ДПС или в пункт милиции, где этот измерительный инструмент есть. Если алкотестер показал, что не все в порядке, а водитель с этими показаниями не согласен, то его требуется направить на медицинское освидетельствование. Направлять туда можно также только в присутствии двух понятых. Направлять на медосвидетельствование инспектор может, если водитель отказывается воспользоваться прибором, если он не согласен с результатами и если у инспектора есть подозрения, что водитель все-таки нетрезв. Но если врач установил, что водитель трезв, инспектор обязан его доставить к машине.
Не удастся теперь избежать алкотестера и прокурорским работникам и прочим власть придержащим. Теперь, если у инспектора есть достаточные основания полагать, что находящийся за рулем человек с высоким иммунитетом нетрезв, он должен отстранить его от управления, провести освидетельствование на алкогольное опьянение или направить на медосвидетельствование. А машину задержать до устранения причины.
Важно! В отличие от регламента, расписывающего поминутно действия гаишников при постановке машины на учет, этот регламент требует лишь, чтобы сроки были минимальными, а действия сотрудников, затягивающих дело, могут быть обжалованы. Никакого хронометража нет – дороги-то у нас длинные.
Комментарии (4)