Год едва начался, а Госдума инициировала серьезные перемены в жизни российских автомобилистов. 28 января парламент принял сразу во втором и третьем чтениях поправки в Уголовный кодекс РФ, ужесточающие наказание для водителей за управление автомобилем в нетрезвом виде. 13 февраля в первом чтении принят законопроект об ужесточении наказания автомобилистов, не пропускающих пешеходов на переходах. 24 февраля на заседании думской рабочей группы "Безопасные дороги" депутатам-"единороссам" поручено проработать вопрос увеличения штрафов для пешеходов. Законодательная власть наконец озаботилась дисциплиной на дорогах?
Прокомментировать законодательные инициативы мы попросили начальника управления ГИБДД МВД по РТ Рифката Минниханова.
- Рифкат Нургалеевич! Пару лет назад вы рассказывали, что анализ ДТП в республике показал: по тяжести последствий самыми опасными являются превышение разрешенной скорости, выезд на полосу встречного движения и проезд на запрещающий сигнал светофора. Выезд автомобилей на пешеходные переходы вы расценили как элементарное хамство водителей. Но вот Госдума приняла в первом чтении законопроект об ужесточении наказания именно за это "мелкое" нарушение. А глава думского комитета по транспорту Сергей Шишкарев заявил, что "непредоставление преимущества пешеходу - одно из самых серьезных нарушений, это как проезд на красный свет или выезд на встречную полосу".
- Статистика и сегодня подтверждает: перечисленные мною нарушения лидируют по тяжести последствий - числу погибших и раненых. Приоритеты в нашей работе сохраняются. Другое дело, что постоянно пополняемый арсенал технических средств позволяет переориентировать инспекторов на другие направления. В том, что касается взаимоотношений автомобилистов и пешеходов... Игнорирование линии "стоп" у перекрестка, выезд на зебру - не лихачество, не злонамеренность, а именно неуважение к людям. От этого, казалось бы, никто не гибнет! Ну переход затрудняется. Ну приходится пешеходам обтирать грязные бока машин своей одеждой. Где тут опасность? Но это хамство закрепляет в сознании иных автомобилистов чувство превосходства над пешеходами.
В 2008 году в республике водителями было совершено 2348 наездов на пешеходов (280 человек погибли, 2259 получили ранения). При этом непосредственно на пешеходных переходах под колесами транспортных средств пострадали 263 человека, 10 из них погибли. То, что по сравнению с 2007 годом снизилась тяжесть последствий - погибших оказалось 10 человек против 20, является слабым утешением.
В январе прошлого года в Татарстане было зафиксировано 8928 нарушений ПДД, представляющих потенциальную опасность для пешеходов (езда по тротуарам, непредоставление преимущества в движении). А нынче их выявлено 12761. Рост в 1,43 раза! По статье 12.18 КоАП РФ данное нарушение пока наказывается штрафом в размере 100 рублей - именно как уличное хамство. В результате мы имеем то, что имеем: человеческие жертвы и подрыв доверия пеших участников дорожного движения к дорожным знакам, разметке, светофорам, к самим правилам дорожного движения и сотрудникам Госавтоинспекции. Аналогичная ситуация и в других регионах и привела к осознанию законодателем необходимости ужесточения мер. И теперь "непредоставление преимущества", в том числе выезд на пешеходную зебру у перекрестка, будет стоить уже 1000 рублей. Так оценил хамство законодатель.
- Десятикратное увеличение штрафа "за пешеходов", недавнее (январское) резкое "утяжеление" алкогольной составляющей в определении вины водителя - это уже тенденция?
- Как человек в погонах, я не имею ни права, ни желания комментировать действия и мотивы законодателя. Моя задача - выполнять принятый закон. А то порой наблюдаешь телевизионные дебаты, оцениваешь эмоции, выплескиваемые некоторыми общественными деятелями... Снижение аварийности возможно только двумя способами. Первый - улучшение дорожной инфраструктуры. Нельзя не заметить, что сейчас стали гораздо больше строить подземных и надземных переходов, развязок и прочего. Деньги на это стали находить. Но это потребует еще очень много времени. Второй способ - укрепление дисциплины участников движения. Конечно, важно воспитывать "дорожнограмотного" и законопослушного гражданина. Мы идем в школы и даже в детские сады. И уверены, что это сработает. В будущем. А люди гибнут сегодня. Остается единственный способ привития дисциплины - ужесточение наказания! Методы убеждения и призывы к благоразумному поведению, о которых так эмоционально говорят борцы за права автомобилистов, эффективны, к сожалению, только в отношении и без того законопослушных и добропорядочных водителей и пешеходов.
Среди январских ДТП, в которых погибли и пострадали люди, доля тех, что совершены нетрезвыми водителями, составляет 8,1%. Радоваться бы: в январе 2007-го было 8,7%! Да вот только при количественном снижении возросла тяжесть: число погибших возросло на 12%, а раненых - на 9,5%.
Динамика повышения сознательности граждан, мягко говоря, разочаровывает. Даже угроза лишиться права управления на два года оказалась неубедительной. В этом смысле внесение изменений в ст. 264 УК РФ, ужесточающих наказание нетрезвых водителей, совершивших ДТП, в результате которых пострадали люди, безусловно, оправданно. Известный еще с 50-х годов лозунг "Пьяный за рулем - преступник!" получил наконец реальное правовое содержание.
- На днях прошла информация, что президент Медведев ждет от питерского губернатора Матвиенко предложений по изменению порядка эвакуации автомобилей.
- Законодатели удивились, почему налогоплательщики должны платить за доставку машин-нарушителей на спецстоянки. А почему они об этом не подумали, когда в ответ на эмоциональную аргументацию многочисленных защитников прав автомобилистов запретили брать за это деньги? Назвали это "навязываемой услугой", запрещенной законом о правах потребителей! При чем тут "услуга"? И с какой стати "нарушитель" вдруг рассматривается как "потребитель"? Человек нарушил правила, затруднил движение, способствовал возникновению пробки. Штраф за само нарушение - понятно. Оплата хранения на штраф-стоянке - тоже понятно. Это нарушители вроде бы готовы оплатить. А вот везут на спецстоянку пусть бесплатно. Между прочим, это работа, которую нарушитель вынуждает эвакуаторов выполнять, а за работу надо платить. (В Петербурге, кстати, был самый высокий тариф за эвакуацию - 3800 рублей). В услугах эвакуаторов нуждается город, задыхающийся от пробок. Но у города нет на это средств, зато есть виновные в возникновении этих пробок. Чего ж несправедливого в том, что именно виновных заставляют платить за эвакуацию? Если соответствующий закон будет принят, уверен, эвакуаторы будут загружены работой, а заторов станет меньше!
Комментарии (9)