В ряду традиционных праздничных мероприятий конца лета есть свой праздник и у автолюбителей. С 28 по 30 августа в Казани прошел крупнейший всероссийский фестиваль исторической техники, уже девятый по счету, организованный Авторетроклубом-21. Территория автодрома КазаньРинг на три дня была отдана ретроавтомобилям и ретромотоциклам.
На фестиваль съехались около двухсот единиц ретротехники - автомобилей и мотоциклов участников из Татарстана, других регионов России. Приехали гости не только из соседних республик, но и из Самары, Ульяновска, Оренбурга, Нижнего Новгорода, Арзамаса, Ирбита, Москвы и даже далекого Екатеринбурга.
Участников ждала насыщенная и интересная программа. Автомобили, мотоциклы и их владельцы смогли продемонстрировать не только уровень сохранности и качество реставрации, но и поупражняться в ездовых дисциплинах на различных конкурсах и состязаниях. В программе прошедшего ретрофестиваля были: оценка техники на оригинальность и качество реставрации, гонки на регулярность, а также участие в церемонии открытия этапа Чемпионата России по ралли-кроссу и гонок на кубок Президента РТ.
Но все же, главное, ради чего съехались все участники – это показать свою технику, оценить качество реставрации, уровень сохранности и техническое состояние авто-раритетов, чем занималась специальная техническая комиссия.
Мы постараемся отметить наиболее интересную ретротехнику, впервые представленную не казанском фестивале. Из знаменитого Ломаковского музея прибыл отлично отреставрированный Fiat 1100 1940 года. А из Самарского музея внедорожных автомобилей – сразу три единицы техники времен Второй мировой. Причем, Самарские машины всегда отличаются особой тщательностью, качеством и скрупулезностью реставрации. Volkswagen Typ 166 – плавающий армейский полноприводный автомобиль был создан на основе знаменитого «Жука» и выпускался для Вермахта с 1942 по 1944 годы. На удивление, машина и сегодня смотрится актуально и стильно, словно пляжный, прогулочный кабриолет. Альтернативой сил антигитлеровкой коалиции являлась амфибия Ford G.P.A. 1941-1943 гг. Этот автомобиль поставлялся в СССР по Лэнд-Лизу, а уже после войны выпуск аналогичной амфибии был освоен и на отечественном заводе. А вот тяжеловесный полугусеничный мотоцикл SdKfz 2, производившийся в частности фирмой NSU, выглядит явным пришельцем из прошлого. Эти мотоциклы выпускались только во время Второй мировой с 1940 по 1945 годы, и после войны такой тип техники был признан бесперспективным.
Кроме ретротехники, найденной на территории России и восстановленной собственными силами коллекционеров, растет число автомобилей, привезенных из-за границы в уже отреставрированном или сохраненном состоянии. Отрадно, что прошли времена, когда ценные исторические автомобили в массовом порядке вывозились за рубеж в частные коллекции, и теперь запущен обратный процесс. Все больше раритетов ввозят в страну из Европы и Америки. Такие автомобили составили заметную часть экспозиции, как казанских коллекционеров, так и гостей ретрофестиваля.
Как всегда, интересную и многочисленную экспозицию автомобилей и мотоциклов представили представители музея Екатеринбургского ретроклуба. Знаменитый Ford T на этот раз был показан в грузовой вариации поздней модели 1925 года. Автомобиль в аутентичном состоянии был привезен из США именно в таком виде. Второй автомобиль – легендарный фаэтон ГАЗ-А (аналог Ford A) 1929 года выпуска. На удивление, сегодня горьковский автомобиль ценится выше, чем его американский аналог, поскольку настоящих ГАЗ-А сохранились считанные единицы. А в Америке машина выпускалась миллионными тиражами.
Из мотоциклов внимания, безусловно, заслуживает французский Terrot L 1925 года с ременным приводом заднего колеса и необычной формы головкой цилиндра. А также, бельгийский мотоцикл FN 1908 года. Пока он не отреставрирован и находится в том состоянии, в котором его обнаружили в одном из заброшенных сараев в Саранске.
Из Ирбитского музея мототехники к нам впервые привезли более десятка уникальных мотоциклов, среди которых есть несколько экспериментальных или гоночных моделей, существующих в единственном экземпляре. Как, например, экспериментальный мотоцикл для шоссейно-кольцевых гонок ИМЗ С-51 1961 года с оригинальным оппозитным верхнеклапанным двигателем объемом 500 куб. см мощностью 51 л.с. Есть в собрании музея и немало интересных зарубежных мотоциклов разных марок и эпох.
Но подлинной жемчужиной явился редкий французский армейский мотоцикл Gnome Rhone AX2 1939 г. с приводом на колесо коляски из коллекции казанца Альберта Бикбулатова. Недавно мотоцикл был полностью отреставрирован в мастерской «Колесо эпохи». В России всего два восстановленных мотоцикла этой модели.
Словом, на ретрофестивале можно было познакомиться с действительно редкими и интересными образцами автомобилей и мотоциклов разных стран и эпох, многие из которых были отмечены наградами жюри. Итак, заработанные медали, кубки, и призы достались победителям, ну а все участники, гости и зрители получили заряд хорошего настроения, пополнили свои фотоархивы и приобрели массу новых друзей и единомышленников.