В отличие от европейских автомобилистов, всегда подсчитывающих свои затраты (особенно в условиях постоянно дорожающего топлива) и относящихся весьма рачительно к расходованию бензина, россияне до последнего времени не были озабочены подобными вопросами экономии.
«На наш век горючего уж точно хватит», — думают многие из нас. Но судя по темпам роста цен на бензин, мы будем вынуждены вскоре задуматься над этой проблемой.
По данным Росстата, за прошлый год цены на бензин поднялись на 8,5%, а с начала года их рост стал для многих шоком.
Недалек тот день, когда критерий потребления автомобилем горючего станет одним из главных при его покупке. Информация о том, как стиль вождения, применяемые расходные материалы, например масла, влияют на экономию топлива, постепенно просачивается и в российские автомобильные издания.
С основными рекомендациями, разработанными немецкими экспертными институтами и специалистами, призванными сэкономить в совокупности до 30% потребления горючего, мы и решили познакомить читателей.
1. Все ненужное - прочь
Сэкономить можно еще до того, как вы сели за руль, например, избавившись от балласта в багажнике или демонтировав неиспользуемый багажник-бокс. Дело в том, что перевозка 100 кг груза в багажнике увеличивает потребление горючего на 0,5 л/100 км. А перевозка 100 кг груза на крыше прибавит к расходу до
4 л/100 км. Если все же необходимо перевезти негабаритные грузы на крыше, двигайтесь медленнее, не увеличивая сопротивление воздуха.
Потребление бензина можно также сократить, выключив электроприборы, которые в данный момент вы не используете: кондиционер, считающийся самым энергоемким, электрообогрев салона, стекол и кресел, вентиляцию, стереосистему, усилители и внешнее освещение. Автопроизводители «предусмотрительно» не предоставляют информацию об их энергозатратах, существенно влияющих на общее потребление, но Немецкий союз технического контроля выяснил, что одна лишь эксплуатация кондиционера при 30°C в городском цикле требует 1,8 – 3,73 л/100 км. А при имитации погодных условий, при которых автомобиль продолжительное время находится на солнце, – вплоть до
5л/100 м. Эксперты советуют включать кондиционер только в случае необходимости. В то же время, если вы им не пользуетесь, не забывайте включать его минимум раз в неделю на полчаса: длительное отключение грозит преждевременными утечками хладагента и увеличением износа компрессора. тесты Общегерманского автомобильного клуба (ADAC) показали, что открытое водительское окно при движении со скоростью 130 км/ч стоит лишних
0,13 л/100 км.
Бытует ошибочное мнение, что лучше заправляться понемногу, но чаще, не увеличивая существенно вес автомобиля (а значит, и нагрузку) и соответственно экономя горючее. На деле это лишь вредит двигателю машины, поскольку на стенках бака при неполной заправке неминуемо образуется конденсат, особенно в холодное время года. Он смешивается с бензином и ухудшает его качества. Не отказывая себе в удобствах, а лишь разумно соблюдая вышеописанные рекомендации, можно сэкономить 0,4 – 1 л/100 км вне зависимости от режима движения.
2. Оптимальное давление задает тон движению
Недостаточное давление в шинах дает не только дополнительную работу двигателю, но и снижает стабильность торможения автомобиля и удлиняет тормозной путь. Снижение всего на 0,2 бар давления в шинах существенно (до 10%) повышает коэффициент сопротивления качению, увеличивая износ покрышек. Наряду с
этим увеличивается и потребление горючего. снижение давления в шинах на 0,5 бар прибавляет дополнительные 5% к расходу горючего. Автопроизводители рекомендуют как минимум один раз в месяц проверять давление. При необходимости шины следует подкачивать до указанных в сервисной книжке величин, прибавляя, как советуют эксперты, к ним дополнительно до 0,2 бар. Измерение нужно производить исключительно на холодных шинах, поскольку и тепло от эксплуатации шин при езде, и солнечные лучи увеличивают давление в шинах и приводят к искажению результатов замеров. Новое поколение покрышек, неоспоримым преимуществом которых являются низкий коэффициент сопротивления качению и тихоходный профиль, позволяет экономить при движении в городском цикле от 4 до 6% горючего.
3. Короткие дистанции отменяются
Согласно данным, предоставленным автоконцерном Vоlkswagen, автомобили среднего класса потребляют топлива непосредственно после запуска холодного двигателя 30 – 40 л/100 км. Но уже после 1 км пробега потребление опускается примерно до 20 л. Лишь после 4 км пробега мотор прогревается, и потребление начинает соответствовать стандарту модели. То же касается преодоления коротких расстояний, например между магазинами. Даже на прогретом двигателе проезд 2 км соотносим с расходом 12 л/100 км, а 1 км — 18 л/100 км в расчете, что средний расход составляет 10 л/100 км. Поиск ближайшего к магазину парковочного места, как известно, порой оборачивается лишней парой кругов вокруг квартала и лишним расходом топлива.
4. Включил и поехал
Двигатели большинства выпускаемых в настоящее время автомобилей и рекомендованные производителем синтетические моторные масла к ним позволяют начинать движение практически сразу после включения зажигания. В отличие от минеральных масел прошлого поколения, вязкость которых зависела напрямую от внешних температур, синтетические легкотекучие масла обеспечивают отличную смазку двигателя именно в рабочем режиме и при любых температурах, надежно защищая от износа. Благодаря им и мотор прогревается быстрее, и масло распределяется более эффективно в движении, и горючее экономится. Следует лишь знать об особенностях движения на холодном двигателе, которые надо соблюдать в первые минуты движения: избегать рывков, высоких оборотов и перегаза. Начинать движение по старинке следует лишь в случаях, когда автомобиль оснащен старым мотором либо питается низкокачественными, не приспособленными к работе при низких температурах моторными маслами. То же относится и к дизелям, если температура окружающей среды ниже –23°C.
5. Легкие масла — легкая езда
Обладая легкотекучим составом, они в семь раз быстрее, чем, например, масла класса SAE, распределяются в двигателе при пуске, не допуская его недостаточной смазки, являющейся главной причиной износа. Плюс к тому они характеризуются рекордно низкой температурой замерзания (–54°C) - в два раза меньше показателя точки замерзания минеральных масел (–27°C). Да и само синтетическое масло обладает по сравнению с прочими маслами энергосберегающим потенциалом. По данным BP Castrol, легкотекучие энергосберегающие масла позволяют экономить 1 – 4% бензина при езде в загородном режиме и 2 – 5% — в городском. Конечно, стоимость этих масел выше всех остальных, но их применение, безусловно, оправдывается экономией горючего.
6. Мобильнее вверх, неспешнее вниз
Как можно быстрее переключайтесь с низшей передачи на высшую. Это касается и начала движения: как можно скорее с первой на вторую, а на подкатывающемся автомобиле и вовсе начинайте движение с нее. Если позволяет ситуация, то переключайтесь через передачу: от третьей сразу переходите на пятую. Переключение с третьей на четвертую передачу при незатрудненном потоке движения должно сопровождаться непрерывной подачей газа, но не жмите на педаль газа до упора - это приводит исключительно к перерасходу топлива и не более. Даже в городском режиме следует преимущественно двигаться на пятой передаче. Ориентиром при экономичном движении служит показатель числа оборотов на тахометре: при достижении 2000 об./мин. в городском цикле следует обязательно переключаться на более высокую передачу (в загородном цикле — 3000 об./мин.).
При снижении скорости тормозите с минимальным переключением передач, ведь каждое переключение сопровождается незначительной подачей газа. Кроме того, если раньше методом экономии бензина считалось снятие передачи при подъезде, например, к светофору, то сегодня выпускаемые автомобили оснащены движковым выключателем (экономайзер принудительного холостого хода), который блокирует поступление горючего в мотор при торможении двигателем. Тормозить двигателем без переключения можно практически до момента появления так называемого дрожания двигателя, а вернее, предваряя его переключением в зависимости от будущих действий либо на нейтральную, либо на пониженную передачу. На старых моделях, не оснащенных экономайзером, тормозить на сухой дороге, как и прежде, предпочтительно на холостом ходу.
Уменьшить долю использования тормозов при торможении можно, если держать дистанцию перед впереди идущим автомобилем. Не стоит рвать с места у светофора, если через 500 м на следующем перекрестке вновь зажегся красный свет. Подкат и плавное торможение в этой ситуации экономят горючее и продляют жизнь тормозам. Кроме того, подкатывающийся к светофору автомобиль благодаря остаточной скорости уходит со светофора быстрее и с меньшими топливными затратами, нежели авто, тормозящее на полном ходу и с ревом срывающееся с места. Эти простые меры принесут экономию топлива от 10 до 20%.
7. В нужное время верным маршрутом
Чем длиннее путь, тем больше требуется бензина на его преодоление. Логично, но не всегда верно. Если ваш путь пролегает по узким улицам с перекрестками и светофорами, то потребление будет на 33% выше, нежели это же расстояние вы преодолеете по шоссе. То же касается времени суток, в которое вы преодолеваете это расстояние. Попадая в пробку на трассе или объезжая ее переулками, вы расходуете практически одинаковое количество горючего и времени. Будет лучше и дешевле, если вы вообще сможете ее избежать, например, выехав на полчаса раньше в офис или двумя-тремя часами позже домой. Во многих странах все большее распространение получает практика объединенных поездок. Используя для проезда один автомобиль вместо двух, чередуясь с поблизости живущим коллегой или другом, можно сэкономить не только горючее, но и уменьшить тем самым плотность движения.
8. Главное — спокойствие
За три минуты работы двигателя на холостом ходу автомобиль потребляет столько же горючего, сколько ему требуется для преодоления расстояния 1 км при постоянной скорости 50 км/ч и 2000 об./мин. Поэтому, когда вы находитесь в пробке, имеет смысл отключать двигатель, если время ожидания составляет более 20 секунд (и вы в этом уверены). Стартовать старайтесь без подачи газа. Опасения некоторых автомобилистов, что столь частые выключения и включения на прогретом моторе могут негативно сказаться на работе стартера или аккумулятора, экспертами ADAC решительно отклоняются.
При сильно затрудненном движении (так называемой ситуации Stop-and-Go) потребление горючего не менее разорительное и сопоставимо с потреблением при движении по автобану со скоростью 200 км/ч. Можно ли сэкономить и в этой ситуации? Да, если при движении оставлять достаточное расстояние, позволяющее подкатываться к впереди стоящему автомобилю, избегая или минимизируя время полной остановки. Однако эффективность такого движения напрямую зависит от общей водительской культуры, не позволяющей в экстренных дорожных ситуациях бесплодно метаться из ряда в ряд, создавая дополнительный хаос.
9. Экстраскорость стоит экстра
Лишними затратами оборачивается не только мучение в пробках, но и езда с ветерком. Если на скорости примерно 70 км/ч величины сопротивления воздуха и сопротивления качению почти одинаковы, то начиная примерно с 80 км/ч соотношение меняется. Согласно законам физики увеличение скорости движения ведет к увеличению в квадрате сопротивления воздушных потоков. Так, если компактный универсал 90 л. с. на бензине при скорости 130 км/ч расходовал 7,1 л, то при 90 км/ч — лишь 5,3 л. Увеличение скорости до 150 км/ч выливается в потребление уже около 10 л. Показательно также потребление энергии и горючего при разгоне. Например, автомобиль массой 1300 кг (типа Volkswagen Golf) при разгоне c 0 до 70 км потребляет 980 кДж и 0,03 л. Увеличение скорости разгона вдвое, до 140 км/ч, требует более чем втрое энергии (3500 кДж) и в четыре раза больше затрат горючего (0,12 л).
10. Верьте только фактам
Заблуждением автомобилистов является мнение, что заправка автомобиля улучшенной маркой бензина уменьшает его потребление. Эксперты ADAC утверждают: заправляйте автомобиль исключительно предписанной для него маркой горючего. В противном случае в выигрыше остается только владелец бензоколонки. То же касается всяких чудо-добавок или присадок, якобы продлевающих жизнь автомобилю и экономящих деньги при заправках. На самом деле, «покупая их, вы просто выбрасываете деньги на ветер», однозначно констатирует ADAC, проведя соответствующие тесты. Эффект от их применения скорее психологический, нежели физический. Водитель, купивший присадку, как правило, более внимателен к эксплуатации двигателя в этот период, что и дает приписываемые добавкам результаты.
Все вышеизложенные меры экономии полезны лишь при неукоснительном соблюдении главного принципа, звучащего более чем просто: ни при каких обстоятельствах не экономьте на безопасности и надежности автомобиля, своевременное прохождение сервисного технического обслуживания сбережет ваши средства и время в будущем.