Конкурсный управляющий «ТагАЗом» должен завершить оценку профильных активов автозавода мощностью около 150 тысяч машин в год в октябре – начале ноября, они будут оценены примерно в 9 млрд. рублей, рассказал заместитель губернатора Ростовской области Александр Гребенщиков. «По такой цене его вряд ли купят. Думаю, купят за 4,5-6 млрд. рублей», – добавил он.
Долги «ТагАЗа» – под 30 млрд. рублей, говорят А.Гребенщиков и представитель крупного кредитора. Больше всего завод задолжал банку ВТБ (7,37 млрд. рублей), Южной автомобильной группе (структура Сбербанка, которой тот передал долг в 4,35 млрд. рублей), Газпромбанку (3 млрд. рублей), Росбанку (1,6 млрд. рублей) и «Абсолют банку» (1,1 млрд. рублей), пишет газета «Ведомости».
По словам А.Гребенщикова, Сбербанк возглавляет консорциум банков-кредиторов и именно с ним ведут переговоры потенциальные претенденты на «ТагАЗ» – Chery и Hyundai. «Hyundai завод интересен для сборки малотоннажных грузовиков и автобусов, но особенно большой интерес проявляет Chery, которая хочет собирать легковые автомобили. На прошлой неделе представители китайской компании провели на «ТагАЗе» технический аудит, остались довольны состоянием завода и тем, что его можно запустить в кратчайшие сроки», – рассказал замгубернатора.
«Мы переговоров не ведем, возможно, есть контакты со стороны головной компании Chery Automobile Co.», – говорит сотрудник «Чери автомобили рус». Сбербанк хода переговоров не комментирует, а вот топ-менеджер крупного кредитора подтвердил, что на завод претендуют Chery и Hyundai. В начале года «ТагАЗом» интересовался концерн Fiat Chrysler для сборки на нем внедорожников Jeep. «Fiat Chrysler интерес к заводу потерял после осмотра производственной площадки, это же европейцы, «ТагАЗ» по уровню, наверное, ближе к Азии», – говорит топ-менеджер крупного кредитора.
В сентябре Chery начала собирать автомобили на заводе «Дервейс» в Карачаево-Черкесии, президент Chery Automobile Co Инь Тунъяо рассказывал «Ведомостям» о планах выйти на производство 30 тысяч машин в год. «От площадки в КЧР компания точно отказываться не будет, а насколько целесообразно на падающем рынке иметь две площадки?» – делится сомнениями сотрудник «Чери автомобили рус». «Дервейс» – маленький завод, что такое для китайской компании 30 тысяч в год?» – возражает менеджер кредитора «ТагАЗа».
«У Hyundai вообще собственный крупный завод в России и сборка грузовиков на других площадках. Но автоконцерны свои планы не раскрывают, возможно, в определенных условиях их может заинтересовать и «ТагАЗ», – считает аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков.
Chery ближе других к вхождению на «ТагАЗ», но переговоры идут сложные. Китайцы хотят различной поддержки со стороны областных властей, но всего, что они просят, область дать не может – только определенные областными законами преференции для крупных инвесторов, сообщил А.Гребенщиков. У Минпромторга китайский автопроизводитель просит соглашения о промсборке, но известна позиция министерства: не включать в него китайские компании (они дотируются государством, и соглашение о промсборке даст им конкурентное преимущество на рынке), рассказал А.Гребенщиков.