Более тридцати километров участка федеральной трассы М7 “Волга”, того самого, что окрещен в народе Челнинской трассой, должны быть реконструированы в нынешнем году. Напомним: длина участка федеральной трассы М7 по Татарстану составляет 430 километров, и всего 136 из них сегодня со-ответствуют требованиям первой технической категории, 188 километров - второй, еще сто с “хвостиком” - третьей. Если вести реконструкцию темпами, взятыми сегодня - по тридцать километров с небольшим в год, то на приведение в порядок всей трассы потребуется более пяти лет.
Реконструкция - занятие не из дешевых. К примеру, один километр новой дороги первой категории в среднем обходится в миллион рублей, а реконструкция - обновление старого покрытия, расширение дорожного полотна (дорога первой категории должна быть как минимум четырехполосной - по две полосы в каждом направлении), спрямление и сглаживание спусков-подъемов - обходится раза в полтора дороже. Трассой европейского уровня автодорогу Казань - Набережные Челны планируется сделать к 2013 году.
Сразу оговоримся, что решение вложить огромные деньги из федерального бюджета в реконструкцию М7 было принято вовсе не из соображений престижности - мол, Татарстану приличествуют только лучшие дороги. Этот аспект тоже немаловажен, однако есть аргументы посерьезнее. Сегодня трасса, связывающая несколько крупнейших производственных центров Татарстана со столицей республики, являющаяся участком самого короткого автомобильного пути от Москвы до Урала - по сути, одной из важнейших дорожных артерий России, перегружена до предела. На некоторых участках нагрузка превышает нормативную в несколько раз. А отсюда, понятно, и заторы, и повышенная аварийность. Постоит в пробке водитель фуры, обязанный доставить груз к определенному сроку, часа три-четыре, а потом пытается возместить упущенное время. Как? Превышая скорость, других способов нет. Результат может оказаться печальным. Не по себе становится, когда в изобилии встречаешь вдоль трассы множество кенотафов - так называемых пустых могил, обозначающих места ДТП со смертельным исходом…
Есть на любой дороге еще одно слабое место - мосты через реки, речушки и овраги. Так, один из них нынче стал настоящим камнем преткновения Челнинской трассы. Это мост через реку Вятку. Вот уже несколько недель он провоцирует огромные пробки на этой дороге. А все дело в его ремонте. Уже “пожилой” по меркам таких мостов (его возводили одновременно со строительством автодороги Казань - Набережные Челны), он нуждается в срочном “лечении”. Как проходит процесс?
Вместе с представителями Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ мы отправились в рейд по Челнинской трассе, дабы собственными глазами увидеть изменения на этой дороге и оценить ситуацию с мостом через Вятку.
…Вторник, обычный рабочий день. От Казани дорога загружена, но движение нормальное. Средняя скорость на трассе - километров семьдесят, легковушки едут побыстрее, солидные фуры - не торопясь. Вот за окнами промелькнула развязка возле села Богородское - в прошлом году этот участок дороги строители сдавали в торжественной обстановке, приезжал даже министр транспорта России Игорь Левитин. Трасса здесь получилась на славу - по данным статистики, аварийность на этом участке снизилась почти в полтора раза.
Приближение к объекту обследования - мосту через Вятку - знаменуется существенным замедлением движения: сначала на спидометре нашего автобуса сорок, потом - двадцать и, наконец, пять километров в час. Стоп! Встали. Через несколько минут двинулись - еще метров пятьдесят осилили. Выходим из автобуса и на мост отправляемся пешком. Честно говоря, если бы знали, сколько идти, то лучше бы в автобусе посидели. Длина пробки со стороны Казани до моста составила ни много ни мало полтора километра. Со стороны Челнов - и того больше, около пяти километров. Но движение по мосту идет медленно, и только в реверсивном порядке - сначала в одну сторону, потом - в другую. Регулирует очередность проезда недавно установленный светофор, подстраховывают сотрудники ГИБДД - благо КПМ находится недалеко от моста.
Водители и пассажиры терпеливо ждут своего часа. А стоять приходится подолгу. Водитель междугородного автобуса из Набережных Челнов рассказал нам, что на днях в такой пробке простоял около четырех часов. В результате несколько пассажиров, спешивших на поезд до Москвы, на него опоздали.
Неужели нельзя мост ночью ремонтировать, когда движение не столь интенсивно? Оказывается, так и происходит.
- Работы ведутся ночью, - поясняет заместитель начальника Федерального государственного управления “Волга-Вятскуправ-тодор” Артем Чукин. - Асфальтная одежка моста уже снята. Но ехать по голому бетонному основанию неудобно, а потому большегрузы и автобусы “крадутся” на скорости не более десяти километров в час. Это и создает пробку.
По словам Артема Чукина, финансирование ремонта моста ведется из федерального бюджета, ведь мост через Вятку - стратегический объект российского значения, и идет по плану. Потребуется на ремонт двенадцать миллионов рублей, и если погода не подбросит сюрпризов, то страдания водителей и пассажиров должны закончиться к тридцатому августа.
Но есть здесь еще один нюанс. Мост, даже отремонтированный, все равно останется двухполосным - по одной полосе в каждом направлении, ведь рассчитывался он в свое время на нагрузку второй категории. И все равно он останется своеобразным “бутылочным горлышком”, которое будет тормозить движение с обеих сторон. Значит, нужно либо строить мост большей пропускной способности, либо возводить дополнительный. Так вот, выбран второй вариант - лет через пять чуть ниже по течению Вятки должен появиться еще один, тоже двухполосный, мост. По одному автомобили будут двигаться в сторону Челнов, по другому - в Казань.
Как утверждают дорожники, новый мост возвести можно и раньше, к примеру, года за три - при соответствующем, точнее, ускоренном финансировании. Тем более что освоить большие денежные вливания республиканским дорожникам вполне под силу. В общем, были бы деньги…
На выезде из столицы - в начале автодороги Казань - Набережные Челны - в сутки фиксируется около 15 тысяч автомобилей, а ближе к Челнам за счет увеличения транспортного потока с периферийных дорог число машин возрастает до 35-40 тысяч.
По мосту через Вятку в сутки проходит около 20 тысяч авто. Такую же нагрузку несут и два местных “пенсионера” - мосты через Мешу и Берсут. Они тоже нуждаются в реконструкции. В идеале же здесь тоже нужны мосты-дублеры. К 2013 году они должны быть построены.
Комментарии (3)