Аналитическая служба «Реального времени» исследует положение на автомобильном рынке. Как выяснилось, за последний год россияне стали покупать больше автомобилей, а в семействе «Лад» уже ставшую «классической» бюджетную модель Granta обошла более современная и дорогая Vesta.
Топ-10: «Веста» обошла «Гранту», а Creta — Solaris
Период с января по март 2018 года в российском рейтинге самых популярных моделей автомобилей оказался идентичен аналогичному периоду прошлого года. Заметных перестановок не произошло, но в то же время отмечается значительный рост объемов реализации. Продажи всех автомобилей, входящих в топ-25, выросли, за исключением находящихся в конце списка Toyota RAV4 (продажи в январе — марте 2018 года снизились на 7%), Toyota Camry (-9%), Nissan X-Trail (-6%) и Nissan Qashqai (-4%). Эти модели занимают 17-е, 19-е, 22-е и 24-е места соответственно.
Остальные модели показали рост продаж: от незначительного — на 1% в случае с Chevrolet Niva и Lada XRay — до впечатляющего — на 72% в случае с Lada Largus и 60% с Lada Vesta. Впрочем, даже такой скачок не позволил «Весте» выйти в лидеры: в прошлом году она занимала третье место, в этом поднялась на второе, потеснив другую модель тольяттинского автопроизводителя — Lada Granta (рост ее продаж — лишь 16%) и вплотную приблизившись к Kia Rio.
С такими темпами роста, полагают эксперты, «Веста» может стать первой по продажам уже в ближайшем будущем: в первом квартале 2018 года было продано 24,3 тыс. этих автомобилей против 15,2 тыс. годом ранее. Показатели Kia Rio же выросли лишь на 20%, с 21,1 до 25,4 тыс. автомобилей.
Тройку замыкает самая бюджетная модель «Лады» — «Гранта», которая год назад находилась на втором месте. Ее результат вырос на 16% — с 17,7 до 20,6 тыс. машин, но ближайшему преследователю, Hyundai Creta, похоже, пока не удастся ее обойти. Несмотря на рост продаж на 39% (с 11,3 до 15,8 тыс. экземпляров), разница между ними все еще велика: «Гранты» продавались на треть лучше, чем корейский «паркетник». Отметим, впрочем, что более дорогая Creta смогла опередить бюджетный Hyundai Solaris, расположившийся на пятом месте. Продажи последнего выросли лишь на 14% (с 12,7 до 14,5 тыс.), из-за чего он покинул прошлогоднее четвертое место и перешел на пятое.
В десятку лучших по продажам за первые три месяца года входит еще одна «Лада» — «Ларгус», показавшая самый значительный рост среди топ-25 продаваемых моделей. Годом ранее в январе — марте было продано 5,4 тыс. этих машин, а в 2018 году — уже 9,2 тысячи. Кроме того, в топ-10 есть две модели от Renault (напомним, в холдинг Renault Nissan входит и АвтоВАЗ). Лучший по продажам Renault Duster расположился на седьмом месте с 10,2 тыс. автомобилей и ростом 19%. Замыкает десятку Renault Kaptur — продажи выросли на 28%, до 7,7 тыс. экземпляров. Также в первой десятке Volkswagen Polo с 11,6 тыс. автомобилей и ростом 14% и Skoda Rapid с 8 тыс. автомобилей и ростом 29%.
Отметим, что, независимо от бренда, все автомобили, входящие в топ-10 по продажам в России, производятся внутри страны. К примеру, Kia Rio собирается на заводе Hyundai в Санкт-Петербурге, там же производятся Hyundai Solaris и Creta. Volkswagen Polo и Skoda Rapid собираются в Калуге, а Renault Duster и Kaptur — в Москве.
«Паркетники» выходят вперед, а интерес к Renault падает
Что касается остальных моделей из топ-25, то тут можно отметить значительные успехи сегмента «паркетников» — к примеру, Kia Sportage и Volkswagen Tiguan. Их продажи выросли на 48% и 45% соответственно, что позволило моделям выйти на 11-е и 12-е места, хотя раньше их опережали еще как минимум девять моделей. Значительный рост также у Mitsubishi Outlander — его показатели выросли на 44%, что позволило модели занять 20-е место. Заметный рост показал и Kia Cee'd — 37% и 21-е место.
Популярные бюджетные автомобили от Renault — Sandero и Logan по-прежнему растут по продажам, но оказались лишь на 13-м и 14-м местах, причем Sandero обогнал «Логан». Несмотря на рост показателя продаж на 17%, теряет свои позиции классическая вазовская «Нива», известная сейчас как Lada 4x4, — она оказалась лишь на 15-м месте. Вряд ли АвтоВАЗ может гордиться продажами своей относительно новой модели Lada XRay (выпущенной в то же время, что и суперпопулярная Vesta) — на растущем российском авторынке ее рост в 1% кажется более чем скромным. Тот же результат и у Chevrolet Niva — всего 1% и 18-е место.
Еще провальнее результаты у двух японских автопроизводителей — Toyota и Nissan. Самые продаваемые модели этих брендов — единственные из топ-25, кто показал падение. Это Toyota RAV4 и Toyota Camry: напомним, зафиксировано снижение на 7% и 9%, а также Nissan X-Trail и Nissan Qashqai — на 6% и 4%. Остальные модели из топ-25 демонстрируют умеренный рост и довольно уверенно держатся в нижней части списка. Skoda Octavia стала продаваться на 11% лучше (теперь она на 21-м месте), Datsun on-Do, еще одно региональное творение холдинга Renault Nissan (как и Renault Kaptur и Nissan Almera), замыкает топ-25 с ростом на 9%.
Наиболее продаваемые модели
МОДЕЛЬ | ЯНВАРЬ — МАРТ | % | МАРТ | % | ||
2018 | 2017 | 2018 | 2017 | |||
Kia Rio | 25370 | 21101 | 20% | 9809 | 8375 | 17% |
Лада Веста | 24333 | 15225 | 60% | 9181 | 6036 | 52% |
Лада Гранта | 20557 | 17701 | 16% | 8381 | 7817 | 7% |
Hyundai Creta | 15764 | 11345 | 39% | 5994 | 4725 | 27% |
Hyundai Solaris | 14470 | 12666 | 14% | 6883 | 6699 | 3% |
Volkswagen Polo | 11558 | 10100 | 14% | 4425 | 3973 | 11% |
Renault Duster | 10270 | 8601 | 19% | 4101 | 3513 | 17% |
Лада Ларгус | 9249 | 5371 | 72% | 3569 | 1874 | 90% |
Skoda Rapid | 8023 | 6229 | 29% | 2904 | 2243 | 29% |
Renault Kaptur | 7659 | 6006 | 28% | 3240 | 2649 | 22% |
Kia Sportage | 7590 | 5145 | 48% | 2054 | 2106 | -2% |
Volkswagen Tiguan | 7308 | 5047 | 45% | 3064 | 2018 | 52% |
Renault Sandero | 7237 | 5669 | 28% | 3119 | 2465 | 27% |
Renault Logan | 7120 | 5826 | 22% | 3200 | 2644 | 21% |
Лада 4x4 | 7075 | 6072 | 17% | 2329 | 2421 | -4% |
Лада ИксРэй | 6786 | 6718 | 1% | 2957 | 3020 | -2% |
Toyota RAV4 | 6646 | 7126 | -7% | 2994 | 3732 | -20% |
Chevrolet Niva | 6646 | 6605 | 1% | 2566 | 2704 | -5% |
Toyota Camry | 6021 | 6615 | -9% | 2539 | 3257 | -22% |
Mitsubishi Outlander | 5527 | 3842 | 44% | 2760 | 1556 | 77% |
Skoda Octavia | 5379 | 4863 | 11% | 2216 | 1924 | 15% |
Nissan X-Trail | 5255 | 5606 | -6% | 1744 | 2619 | -33% |
Kia Cee'd | 4959 | 3628 | 37% | |||
Nissan Qashqai | 4850 | 5058 | -4% | |||
Datsun On-Do | 4826 | 4436 | 9% | 1922 | 2274 | -15% |
Kia догоняет «Ладу», а японцы сдают назад
Если же смотреть не на конкретные модели автомобилей, а на бренды, то можно увидеть, что безоговорочным лидером в январе — марте 2018 года снова стала «Лада». С начала года россияне купили уже 79 тыс. автомобилей этой марки — на 29% больше, чем годом ранее. Впрочем, отставание от тольяттинского производителя находящейся на втором месте Kia сокращается: за год продажи машин этой марки выросли на 40%, дойдя до 52,2 тыс. штук за три месяца.
В пятерку входят также продажи Hyundai, Renault и Volkswagen — от 21 до 39 тыс.автомобилей каждой марки. Рост составил от 19% у Volkswagen до 29% у Hyundai. В десятку также входят два японских производителя (выпускающих, впрочем, свои самые продаваемые модели в России) — Toyota и Nissan. Располагаясь на 6-м и 7-м местах, они смогли увеличить продажи лишь на 4% и 3% соответственно. Напомним, что самые продаваемые модели этих производителей даже снизили показатели, так что, похоже, японские производители держатся за счет продаж менее популярных моделей.
Также в десятку успешных брендов входят Skoda и Ford, увеличившие продажи автомобилей более чем на треть, и коммерческие автомобили от ГАЗ — речь идет о «Газелях», «Соболях» и прочих небольших грузовиках и микроавтобусах от Горьковского автозавода. Показатели ГАЗ, впрочем, растут не так заметно — всего на 9% по сравнению с прошлым годом.
Из оставшихся 15 автопроизводителей в топ-25 наиболее заметные результаты у двоих: Mitsubishi и Ravon. Японский Mitsubishi за год смог вырасти в 2,4 раза — с 4,2 тыс. автомобилей в январе — марте 2017 года до 10,2 тыс. в тот же период 2018 года. В результате компания опередила по продажам не только Mercedes-Benz, BMW и Mazda, но и российский УАЗ, поставивший антирекорд — его продажи снизились на четверть.
Еще больший рост, чем у Mitsubishi, — у узбекского бренда Ravon, автомобили которого производятся на заводе GM Uzbekistan, где ранее выпускали Daewoo. За год продажи автомобилей этой марки выросли в 2,52 раза — с 1,6 до 4,1 тыс. штук. Хороший результат также у японской Subaru — она продала в полтора раза больше машин, чем год назад, — 1,6 тыс.
Снижение в январе — марте 2018 года было зафиксировано только у четырех брендов. Это уже упомянутый УАЗ, продажи которого упали на 24%, Datsun со снижением на 16% и Audi — их стали покупать меньше на 9%. Кроме того, на 1% снизились продажи Chevrolet.
Отметим также производителей, продажи которых хоть и не уменьшились, но особо положительными их не назовешь. К ним относится, к примеру, премиальный бренд от Toyota — Lexus: за три месяца было продано на 20 машин меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Китайская Lifan увеличила продажи, но совсем незначительно — всего на 1%. Также мало поводов для гордости у Land Rover — эту марку стали покупать лишь на 2% больше.
Наиболее продаваемые бренды
БРЕНД | ЯНВАРЬ — МАРТ | % | МАРТ | % | ||
2018 | 2017 | 2018 | 2017 | |||
Лада | 79114 | 61447 | 29% | 30708 | 25110 | 22% |
Kia | 52201 | 37310 | 40% | 19096 | 14614 | 31% |
Hyundai | 38993 | 30333 | 29% | 16758 | 14233 | 18% |
Renault | 33195 | 26108 | 27% | 14047 | 11274 | 25% |
Volkswagen | 21294 | 17895 | 19% | 8631 | 6953 | 24% |
Toyota | 20587 | 19886 | 4% | 8914 | 9709 | -8% |
Nissan | 18084 | 17598 | 3% | 6402 | 8068 | -21% |
Skoda | 16891 | 12686 | 33% | 6483 | 4853 | 34% |
Ford | 12769 | 9380 | 36% | 5202 | 4173 | 25% |
ГАЗ комм. | 11698 | 10723 | 9% | 5043 | 5009 | 1% |
Mitsubishi | 10232 | 4253 | 141% | 5227 | 1707 | 206% |
Mercedes-Benz | 8551 | 8204 | 4% | 3250 | 3137 | 4% |
BMW | 7930 | 6942 | 14% | 3210 | 2800 | 15% |
УАЗ | 7441 | 9824 | -24% | 2832 | 4582 | -38% |
Chevrolet | 6751 | 6840 | -1% | 2607 | 2796 | -7% |
Mazda | 5953 | 5234 | 14% | 2002 | 1990 | 1% |
Datsun | 5531 | 6567 | -16% | 2215 | 3477 | -36% |
Lexus | 4965 | 4985 | 0% | 2462 | 2191 | 12% |
Ravon | 4100 | 1629 | 152% | 1160 | 678 | 71% |
Lifan | 3332 | 3307 | 1% | 1318 | 1217 | 8% |
Audi | 3298 | 3615 | -9% | 1370 | 1330 | 3% |
Land Rover | 2169 | 2120 | 2% | 1067 | 1005 | 6% |
Subaru | 1639 | 1056 | 55% | 492 | 354 | 39% |
Mercedes-Benz комм | 1545 | 1378 | 12% | 588 | 742 | -21% |
Volkswagen комм. | 1400 | 1310 | 7% | 580 | 550 | 5% |
УАЗ снижает цены, а Rio — мощности
Максимальное подорожание автомобилей за год составило 22% — речь идет о BMW M5 седан: цена выросла с 5,49 до 6,7 млн рублей (правда, выросла и мощность — с 560 до 600 лошадиных сил). Подешевевших моделей буквально несколько: самое значительное снижение произошло на обновленный «УАЗ-Пикап» — он подешевел на 20%, с 877 до 699 тыс. рублей. Сильно подешевел также обновленный «Патриот» — с 817 тыс. до тех же 699 тыс. рублей (на 14%). Кроме того, в этом списке — популярный внедорожник Land Cruiser от Toyota со снижением в 6%, Hyundai Tucson (на 5%), Toyota Corolla (на 3%), Volkswagen Passat (-1%). Остальные модели, цены на которые изучает аналитическая служба «Реального времени», за год подорожали.
В частности, самая продаваемая модель автомобиля в России — Kia Rio за год подорожала сразу на 16%. В прошлом марте ее можно было купить за 651 тыс. рублей, сейчас — за 755 тыс. рублей. Впрочем, модель эта обновилась — у нее теперь другой дизайн, а вот двигатель в минимальной комплектации стал менее мощным — 100 «лошадей» против 107 в предыдущем варианте. Отметим, что это изменение выгодно скажется на величине транспортного налога — ставка для автомобилей с мощностью до 100 л.с. включительно — в 3,5 раза ниже, чем для автомобилей мощностью от 100 до 110 л.с. Другие модели Kia также выросли в цене, но едва заметно — на 1—4%. На 4% повысились в цене Optima, Quoris и Soul, на 2% — Sportage и Cerato, на 1% — Cee'd и Sorento.
Цена на популярные автомобили от российского ВАЗа выросла на 2—4%. Наибольшее подорожание коснулось самой популярной модели — Vesta, а также Priora и «Нивы». На 3% подорожали Granta, Largus и XRay. Наименьшим было подорожание «Калины».
Автомобили от третьего по популярности производителя, Hyundai, показали разнонаправленную динамику. К примеру, как уже говорилось, Tucson снизился в цене на 5%, Santa Fe подорожала на 8 тыс. (едва ли это существенно на фоне базовой стоимости почти в 2 млн рублей), Elantra выросла на 1%, а Solaris — сразу на 8%.
Два других автопроизводителя, входящих в топ-5, в основном повысили цены. При этом Renault не так значительно: Kaptur — на 2%, Duster и Sandero Stepway — на 3%, обычный Sandero — на 4%, а Logan — на 6%. Volkswagen же изменил цены более заметно, особенно на дорогие модели. Tiguan, в частности, подорожал на 14% (однако обзавелся другими характеристиками), Touareg — на 12%, Jetta — на 11% (как и Tiguan, изменил характеристики). А вот Polo не изменился в цене абсолютно, а Passat даже подешевел на еле заметный 1%.