В последний уик-энд августа на территории гостиничного комплекса «Дубай» и автодрома «Казаньринг» прошел крупнейший всероссийский фестиваль исторической техники.
Казанский АвтоРетроКлуб, объединяющий любителей классических автомобилей и мотоциклов уже в шестой раз провел ретрофестиваль и каждый раз он заметно прибавляет. Но в этом году он вновь превзошел все ожидания и по числу участников, и по насыщенности фестивальной программы. В Казань съехались более сотни автомобилей и мотоциклов участников из Татарстана и других регионов России. Приехали гости из Самары, Ульяновска, Оренбурга, Нижнего Новгорода, Арзамаса и даже далекого Екатеринбурга. В этот раз фестиваль собрал рекордное количество не только участников, но и зрителей, которых не отпугнула и холодная пасмурная погода первого дня шоу. Зато на второй день погода компенсировала недостаток солнца и тепла.
После поднятия флага фестиваля участников ждала обширная, интересная программа: оценка техники на оригинальность и качество реставрации, гонка на регулярность и заезды на мастерство вождения, а также торжественное открытие этапа ралли-кросса на кубок Президента республики Татарстан. Впервые в программу фестиваля вошло и ночное ориентирование по легенде, но для разогрева собравшимся было предложено принять участие в автосабантуе, включающем в себя различные прикладные соревнования.
Но все же, главная баталия состоялась на площадке, где оценивалось качество реставрации, уровень сохранности и техническое состояние авто-ветеранов. Суровая техническая комиссия, вооружившись специальным регламентом, долго изучала представленные раритеты, чтобы под конец фестиваля вынести свое бескомпромиссное решение.
Автомобили и мотоциклы собрались самые разнообразные, но основную массу экспозиции, конечно, составляли отечественные автомобили, включая различные «Жигули» и 24-е Волги, которые тоже теперь считаются антикварными. А самым почтенным экспонатом стал Ford Т 1914 года Рустама Салихова из поселка Николаевка Ульяновской области. Автомобиль с 2-местным открытым кузовом был привезен из США в оригинальном состоянии и не реставрировался в России. К сожалению, об истории данного конкретного экземпляра Форда Т новому хозяину ничего не известно, однако, похоже, автомобиль подвергался в свое время восстановлению, о чем свидетельствуют некоторые вновь сделанные элементы.
Как известно, «жестянка лиззи» имела весьма оригинальный принцип органов управления. У автомобиля три педали: передний ход, задний ход и тормоз. Газ расположен на руле рядом с рычажком регулировки опережения зажигания. А скорости в двухступенчатой планетарной коробке передач переключаются рычагом… стояночного тормоза. Под капотом находится 4-цилиндровый мотор мощностью всего 20 л.с., но этого достаточно, чтобы разгонять автомобиль массой 700 кг до скорости примерно 65 км/ч. Основные фары на автомобиле – керосиновые, а дополнительные поставлены под заказ и работают на газе. Ацетилен вырабатывается прямо на борту с помощью газогенератора путем химической реакции карбида и воды. Есть у автомобиля и другие заказные опции того времени: встроенный в пробку радиатора указатель температуры жидкости и спидометр с приводной шестерней в ступице левого переднего колеса.
Привез Рустам Салихов и некоторые другие свои автомобили из общей коллекции, которая насчитывает 17 машин - например, немецкий Adler 2,5 Liter 1936 года с аэродинамичным кузовом, а также кастом на основе 965-го Запорожца. К сожалению, в оригинальном состоянии у Адлера сохранился только кузов, зато в середине 30-х годов именно он был одним из пионеров применения на серийных автомобилях аэродинамических кузовов и сохранилось их во всем мире очень мало.
А кастом Запорожца вызывал у зрителей неизменный восторг, особенно его эффектные пируэты на грунтовой площадке. По динамике автомобиль может поспорить с современными иномарками, поскольку сзади под капотом установлен 100-сильный двигатель от Приоры, приводящий в движение задние колеса…
Как отметила техническая комиссия, качество реставрации заметно возросло в последние годы и исторические автомобили предстают перед публикой в облике максимально близком к оригиналу. В руках любителей ретротехники появляется все больше автомобилей, имеющих реальную коллекционную ценность. Все больше уникальных экземпляров и среди мото-техники, на этот раз в коллекции Альберта Бикбулатова был представлен редчайший немецкий мотоцикл Victoria KR6 1932 года выпуска с оппозитным двигателем продольно расположенным в раме. А конструктор этого мотоцикла затем перешел на фирму BMW, где и создал многочисленные знаменитые модели с оппозитными двигателями. Мотоцикл Victoria полностью оригинальный, но ему еще только предстоит пройти реставрацию.
Что касается новшеств, то и на казанском ретрофестивале появляется традиция представлять историческую технику экипажем, полностью экипированным в соответствии с эпохой, что, несомненно, внесло в дух фестиваля новый колорит. Гости из Арзамаса представили на суд казанских зрителей немецкий мотоцикл Zundapp KS600 с коляской 1937 года. Это был основной мотоцикл немецкой армии, поэтому и хозяин раритета Александр Венедиктов и его сын Денис облачились в немецкие мундиры, также аутентичные до последней пуговицы и типа сукна. Мотоцикл достался арзамасцам в очень плачевном состоянии, и полтора года длилась тщательная реставрация, результаты которой поразили даже специалистов. Не удивительно, что первый приз за качество реставрации в номинации мотоциклов получили именно они. Думается, что и приз зрительских симпатий, несмотря на «вражескую» униформу, также достался бы им, если бы был учрежден организаторами.
Заслуживает внимания и мотоцикл Владислава Кириллова – это очень редкий ныне ИЖ-50 1950 года в кроссовом исполнении. Таких мотоциклов сделано было очень немного, а этот экземпляр, возможно, единственный из отреставрированных и доживших до наших дней.
В ряду ретротехники, найденной на территории России и восстановленной собственными силами коллекционеров, растет число автомобилей, привезенных из-за границы в уже отреставрированном или сохраненном состоянии. Отрадно, что прошли времена, когда ценные исторические автомобили в массовом порядке вывозились за рубеж в частные коллекции, и теперь запущен обратный процесс. Все больше раритетов ввозят в страну из Европы и Америки. Такие автомобили составили заметную часть экспозиции, как казанских коллекционеров, так и гостей ретрофестиваля.
Например, этот аналог Виллиса армейский Ford GPW 1942 года привезен из Америки Искандером Валиуллиным. Автомобиль сохранился в первозданном состоянии и хорошей технической форме, благодаря хранению на военном складе и демобилизации на «гражданку» в 70-х годах. Найти не реставрированный Виллис у нас в таком превосходном состоянии, разумеется, невозможно.
А у голубенького Chevrolet BelAir образца 1953 года, также из коллекции Искандера Валиуллина, совсем другая судьба. Привезли его в Россию сразу после выпуска, и попал он на Горьковский автозавод где, по всей видимости, был подвергнут испытаниям в качестве аналога, создававшегося тогда ГАЗ-21. Документы свидетельствуют, что на ГАЗе был такой автомобиль, наряду с другим испытуемым марки Ford. В дальнейшем, автомобили разобрали и агрегаты испытывали на стенде до полной выработки ресурса, поэтому они не сохранились. А кузов дожил до наших дней в Нижнем Новгороде в превосходном состоянии, но с другими агрегатами, после чего и был куплен нынешним владельцем. Вполне вероятная история с косвенными свидетельствами, но, к сожалению, точного подтверждения ей пока найти не удалось.
И все же, большую часть экспозиции фестиваля составляли автомобили отечественного производства, и уровень реставрации их качественно улучшился. И здесь есть свои герои, а особенно отличились гости из Самары, традиционно демонстрирующие образцовое качество реставрации. В прошлом году Николай Хрипунов с коллегами получил приз за «Чайку», а в нынешнем привез 21-ю Волгу 1957 года первого поколения - «со звездой», а также Победу ГАЗ-М20 1955 года. Оба автомобиля великолепно отреставрированы и оригинальны до последнего крепежного винта, с подбором которых, по словам мастера, и состояла одна из трудных задач восстановления раритетов в первозданном виде. Большая работа была проделана и по восстановлению аутентичности интерьера, сшитого в полном соответствии с заводскими чертежами и из оригинальных материалов. Одна только «Победа» потребовала 2,5 года кропотливого труда. Не удивительно, что эти машины из Самары заняли в итоге призовые места в номинациях по качеству реставрации и сохранности. Хотя, конкуренция была нешуточной, за призы боролись и замечательный послевоенный Mercedes 1952 года, и призер прошлых фестивалей великолепный Cadillac Coupe DeVille 1959 года, и роскошный британский Rolls Royse Silver Shadow II 1968 года, и величественная «Чайка», а также целый автопарк хорошо отреставрированных вездеходов ГАЗ-69. Кстати, самый лучший из них, в итоге, также получил один из призовых кубков.
В рамках уик-энда состоялся и традиционный ретропарад - лучшие автомобили приняли участие в церемонии открытия гонок на Кубок Президента Татарстана по ралли-кроссу на автодроме «Высокая гора», и проехали колонной по трассе, вызвав восторг у многочисленных зрителей. На второй день фестиваля, машины переместились на асфальтовую площадку кольцевой трассы для ездовых дисциплин, где с экспозицией ознакомились президент республики Рустам Минниханов и председатель госсовета Фарид Мухаметшин. Президент, как активный автомобилист, на этот раз не только осмотрел антикварную технику, но и лично проехался за рулем особенно приглянувшихся экспонатов.
Комментарии (1)