Экономику лихорадит далеко не первый год, дефолты и кризисы сменяют друг друга. А последние пять лет мы, и вовсе, наблюдаем нескончаемый, вялотекущий кризис. И автопром, как флюгер отражает все процессы, происходящие в экономике. Статистика продаж автомобилей в России наглядно показывает ситуацию: после оглушительного минимума 2016 года, последующие два года вплоть до 2018-го наблюдался мизерный рост, а по итогам 2019 года вновь падение на 2,4% до 1 млн 231 тысячи автомобилей (по статистике ГИБДД). Однако, интересна не только статистика, но и чисто обывательский взгляд на ситуацию, который мы тоже попробуем воспроизвести.
На 2020 год также поначалу прогнозировалось снижение минимум на 2%. Но сейчас, на исходе марта, становится очевидно, что этим не ограничится, падение будет гораздо более глубоким и может составить 15-20%, что обеспечит рекордно низкие показатели продаж за последние 20 лет. Во всяком случае, падение мирового авторынка в феврале уже достигло 20%. И по России такой прогноз делается в связи с тем, что на сегодняшний момент, нет ни одного позитивного фактора, способного благоприятно повлиять на спрос. Напротив, с началом 2020 года, обозначились новые проблемы, словно нанизывающиеся друг на друга и усугубляющие ситуацию. Во-первых, к неважной экономической ситуации, в целом, добавился мировой нефтяной кризис, в результате которого цена барреля нефти снизилась до исторического минимума ниже 30 долларов. Такой цены не было даже в кризисном 2008-м. И только однажды на очень непродолжительное время она опускалась до этого уровня в 2015-м. Но теперь, похоже, все серьезнее и продержится неизвестно сколько долго. Соответственно, и курсы валют скачут и, конечно, не в пользу рубля.
Во-вторых, свою лепту в усугубление ситуации, конечно же, вносит коронавирус, который, кроме прямых финансовых убытков, обеспечит и прочие негативные факторы в виде недопоставок запчастей и комплектующих, перебоев в работе предприятий, а также, низкой покупательской активности. Однако, низкая покупательская активность объясняется еще и очередной волной повышения цен на автомобили. Очень многие теперь не в состоянии купить новый автомобиль даже в кредит. И венчает всю эту пирамиду проблем, наметившийся в 2020 году, политический кризис. А как еще назвать спонтанную затею властей в спешке поменять конституцию? Разумеется, все это лишь добавляет людям неуверенности в завтрашнем дне, что никак не стимулирует дорогие траты, к примеру, покупку нового автомобиля.
Так же, как не добавляет уверенности в завтрашнем дне и пенсионная реформа. Какая связь с авторынком? Получается, что самая прямая. Вполне еще активные водители, те, кому сейчас 50-60 лет, вместо того, чтобы пойти и купить новый автомобиль, крепко призадумаются: может обойтись старым, а имеющиеся средства припасти, что называется, на «черный день». Который может наступить, когда человек окажется еще слишком молодым, чтобы уйти на пенсию по новому законодательству, но уже слишком старым чтобы полноценно работать. Сейчас люди предпенсионного возраста, пока еще, что называется, пребывают в шоке от нововведения и не осознают все возможные проблемы. Будем реалистами, никто не станет держать на должности пожилого работника, не способного обеспечивать определенную производительность труда. И, согласитесь, трудно себе представить работодателя, который добровольно вновь примет 60-летнего работника на полную ставку с нормальной зарплатой. Поэтому, вполне очевидно, что уже совсем скоро появится многочисленная прослойка пожилых людей, перебивающихся случайными заработками или вовсе оставшихся без средств к существованию, потому что, они еще не достигли пенсионного возраста, но уже не в состоянии работать в прежнем режиме и на прежнем месте. И реально коснуться это может очень многих. В свете таких перспектив, какие уж тут могут быть мысли о покупке нового авто.
Словом, факторов, влияющих на снижение потенциального спроса, масса, и, по сути, ни одного реального, который мог бы его подстегнуть. Об усилении падения рынка косвенно свидетельствует и то, что самый массовый сегмент легковых автомобилей класса В+ просел за минувший год на 4,5% до 596 тысяч автомобилей. И теперь этот сегмент уменьшился до 37,35% от общего объема продаж автомобилей, но пока остается самым крупным, и считается локомотивом всей отрасли. По итогам февраля продажи новых автомобилей в России уже упали на 2,2%, но то ли еще будет. В отсутствии стимула покупать новые автомобили, спрос, в еще большей степени, переместится на вторичный рынок, где цены тоже подрастут, но не так существенно.
Это тот случай, когда хотелось бы ошибиться в прогнозах. Скорее всего, уже ближайшие пару месяцев покажут, как будут в нынешнем году разворачиваться события на российском авторынке.