В Екатеринбурге в рамках международной специализированной выставки «Дорога 2024» состоялась панельная дискуссия «Архитектура многофункциональной зоны дорожного сервиса». Участие в нем приняла генеральный директор дочерней организации Госкомпании «Автодор» - ООО «Автодор-Девелопмент», Анастасия Козлова.
В своем выступлении она отметила, что многофункциональные зоны дорожного сервиса (МФЗ) компании «Автодор» – это сервис будущего для дорог, страны и людей. На сегодня определена и реализуется единая концепция МФЗ, включающая не только абсолютно новые архитектурно-планировочные подходы, но и организационные, а также экономические.
Новый формат МФЗ, как важный элемент развития общей транспортной инфраструктуры страны, автомобильного и внутреннего туризма был поддержан Президентом Владимиром Путиным.
В части проектирования и строительства этих объектов Госкомпанией сформирован единый подход с унифицированными правилами и принципами. Он включает в себя разделение потоков движения легкового, грузового и общественного транспорта; выделение безопасного пешеходного ядра; зонирование территорий и новые стандарты по благоустройству.
«В состав МФЗ входят АЗС различного топлива, площадки отдыха, единые сервисные здания с функцией торговли, рекреации, фудкортом, горячим питанием. К пешеходному ядру относятся детская игровая площадка, спортивная площадка, площадка для выгула питомцев, летние террасы и объекты благоустройства. Все они построены в новом архитектурно-планировочном формате в соответствии с единой концепцией. В целом такой подход стал новшеством для дорожной отрасли страны. Впервые всё необходимое для пользователей в поездке сосредоточено на одной территории», - рассказала Анастасия Козлова.
Еще одним прогрессивным решением послужило размещение МФЗ в доступности к региональным автодорогам: по возможности размещение МФЗ недалеко от населенных пунктов или локальных агломераций. Таким образом, МФЗ становятся ключевым звеном в территориальном развитии. Они работают не только на скоростные трассы, но и на локальную экономику. Местные жители приезжают на МФЗ за услугами и на работу.
МФЗ могут стать основой автобусного движения между крупными городами и небольшими населенными пунктами.
«В перспективе МФЗ открывают новые возможности для развития регионального бизнеса. К тому же в составе МФЗ на туристических маршрутах могут быть построены мотели, кемпинги, и уже строятся отели, рестораны, широкое рекреационное ядро, торговые объекты. МФЗ важно рассматривать не только как объект придорожного сервиса, но и как точку регионального роста и точку взаимодействия с людьми. В связи с этим МФЗ обладают высоким потенциалом информирования граждан. На МФЗ можно размещать туристические информационные центры, выставочные центры, музеи. Важно включить информацию об удивительном богатстве нашей земли и ее истории в процесс поездки, ведь дорога это впечатления и знания, а не только километры», - отметила Анастасия Козлова.
Порядка 39 МФЗ именно в новом формате с 47 объектами дорожного сервиса уже оказывают услуги пользователям. На данный момент в стадии реализации находятся ещё порядка 30 МФЗ в новом формате с 67 объектами дорожного сервиса. Только за прошлый год начали свою работу 21 МФЗ в новом формате. В настоящее время на магистралях Госкомпании насчитывается более 100 многофункциональных зон дорожного сервиса.