По итогам 2021 года спрос на машиноместа в среднем по России увеличился на 35%, а на гаражи – на 13%. На фоне дефицита парковочных пространств рынок машиномест растет: на продажу выставлено на 17% больше, чем годом ранее. При этом, россияне не торопятся распродавать гаражи – их на продажу выставляли на 11% реже, чем в 2020 году. Эксперты полагают, что тенденция связана со вступившей в силу в прошлом году гаражной амнистией.
По данным Авито Недвижимости, в 2021 году россияне интересовались покупкой машиномест на 35% чаще, чем по итогам 2020 года. Для сравнения, в 2020 году фиксировался годовой рост 11%. Как и год назад, 69% и спроса и предложения пользователей приходилось на подземные парковки жилых комплексов, еще 23% – на многоуровневые паркинги.
“Рост может быть связан со снижением доступности стихийной парковки во дворах, а также распространением платных парковок в крупных городах России. Появляется все больше жилых комплексов с концепцией “двор без машин”, что делает покупку собственного машиноместа единственной возможность парковаться рядом с домом. На рынок влияет и то, что россияне не спешат отказываться от личного транспорта: за последние 10 лет число автомобилей в стране выросло примерно на треть”, – полагает Дмитрий Алексеев, руководитель направления первичной и загородной недвижимости в Авито Недвижимости. Среди крупных городов страны наиболее активно интересовались машиноместами в Севастополе (рост в 2,3 раза), Красноярске (в 1,8 раза), Омске и Симферополе (в 1,7 раза). В Казани показатели спроса по сравнению с 2020 годом увеличились на 44%.
Предложений на рынке купли-продажи машиномест в 2021 году было на 17% больше, чем годом ранее. “Многие покупатели приобретают машиноместа вместе с квартирами: за год на Авито Недвижимости, где представлено самое большое в стране количество объявлений в категории недвижимость, новостроек в продаже стало на 19% больше”, – добавляет Дмитрий Алексеев. Однако, темпы роста цен на машиноместа существенно ниже, чем на новые квартиры: в 2021 году средняя цена парковочного места в стране составила 650 тыс рублей (+8% год к году). Наиболее заметная динамика стоимости машиномест, как и квартир, была зафиксирована в Сочи (в 1,6 раза), а также Ижевске, Самаре и Симферополе (+25%). В Казани средняя цена машиноместа увеличилась на 7% – до 480 000 руб. Подробнее в табл. 1.
Таблица 1. Рынок купли-продажи машиномест и его динамика в крупных городах России, 2021 год к 2020 году, данные Авито Недвижимости
Регион | Изменение предложения | Изменение спроса | Средняя цена, руб. за объект | Изменение цены |
Вся Россия | 17% | 35% | 650 000 | 8% |
Барнаул | 22% | 53% | 332 000 | 4% |
Волгоград | 36% | 28% | 600 000 | 20% |
Воронеж | 22% | 56% | 600 000 | 9% |
Екатеринбург | 16% | 41% | 450 000 | 13% |
Ижевск | 7% | 25% | 500 000 | 25% |
Иркутск | -5% | 11% | 850 000 | 12% |
Казань | 7% | 44% | 480 000 | 7% |
Калининград | 32% | 56% | 600 000 | 20% |
Киров | 24% | 45% | 600 000 | 9% |
Краснодар | 27% | 58% | 500 000 | 16% |
Красноярск | 17% | 84% | 760 000 | 9% |
Москва | 19% | 41% | 950 000 | 7% |
Нижний Новгород | -14% | 33% | 750 000 | 15% |
Новосибирск | 21% | 27% | 550 000 | 11% |
Омск | 22% | 68% | 225 000 | -10% |
Пермь | 12% | 28% | 480 000 | 3% |
Ростов-на-Дону | 41% | 46% | 900 000 | 15% |
Рязань | 1% | 38% | 600 000 | 2% |
Самара | 7% | 10% | 700 000 | 25% |
Санкт-Петербург | 34% | 30% | 650 000 | 6% |
Саратов | -13% | -6% | 700 000 | 8% |
Симферополь | 13% | 68% | 1 250 000 | 25% |
Сочи | 10% | 52% | 1 400 000 | 65% |
Ставрополь | 6% | 19% | 650 000 | 18% |
Томск | -17% | 2% | 600 000 | -8% |
Тула | 0% | -3% | 724 000 | 11% |
Тюмень | 44% | 59% | 500 000 | 11% |
Ульяновск | 13% | 45% | 300 000 | 7% |
Уфа | 6% | 21% | 580 000 | 5% |
Челябинск | -5% | 39% | 495 000 | 3% |
Ярославль | -21% | 4% | 550 000 | 6% |
На рынок купли-продажи гаражей в стране второй год продолжает влиять «гаражная амнистия»: Госдума приняла в первом чтении соответствующий законопроект 26 января 2021 года, а реализация его началась осенью. Закон ввел упрощенный порядок регистрации прав на гаражи, построенные до введения в действие Градостроительного кодекса — ранее их владельцы испытывали проблемы с легализацией своего статуса и сделками купли-продажи. Ожидается, что принятые меры затронут порядка 3,5 миллиона объектов, а по состоянию на 30 декабря прошлого года таким правом воспользовались более 8,5 тысяч человек в стране. Больше всего – в республике Татарстан, где было оформлено почти 800 объектов.
Кроме прямого назначения, россияне нередко использую гаражные постройки в качестве подсобок, мастерских, складов и даже производственных помещений для малого бизнеса. С этим может быть связано снижение числа выставленных на продажу гаражей: в 2021 году на Авито Недвижимости было представлено на 11% меньше объектов, чем годом ранее, а показатели спроса на них увеличились на 13%. К примеру, в Москве, где по итогам 2020 года было зафиксировано снижение интереса к гаражам на 11%, в год принятия “гаражной амнистии”, напротив, была зафиксирована положительная динамика на те же 11%. При этом активнее всего интерес к покупке гаражей в прошлом году рос в Красноярске (+47%), Севастополе (+38) и Симферополе (+24%). В Казани прирост показателей за год составил 8%. Подробнее в табл. 2.
Темпы увеличения цен на гаражи сопоставимы с машиноместами: +8% по стране год к году, средняя стоимость объекта составила 270 тысяч рублей. Однако, в Сочи цены повысились в 1,6 раза, в Калининграде – на 40%, в Саратове и Севастополе – на четверть. В Казани средняя стоимость гаража по итогам прошлого года составила 329 500 рублей, что на 14% выше уровня цен 2020 года.
57% рынка гаражей в стране в 2021 году приходилось на кирпичные объекты, железобетонные и металлические гаражи составляли по 27% и 16% спроса и предложения соответственно.
Таблица 2. Рынок купли-продажи гаражей и его динамика, 2021 год к 2020 году, данные Авито Недвижимости
Регион | Изменение предложения | Изменение спроса | Средняя цена, руб. за объект | Изменение цены |
Вся Россия | -11% | 13% | 270 000 | 8% |
Барнаул | -18% | 16% | 265 000 | 6% |
Брянск | -10% | 14% | 350 000 | 21% |
Волгоград | -15% | 4% | 200 000 | 11% |
Воронеж | -17% | 18% | 300 000 | 15% |
Екатеринбург | -14% | 11% | 450 000 | 13% |
Ижевск | -17% | 12% | 100 000 | 11% |
Иркутск | -14% | 12% | 370 000 | 6% |
Казань | -18% | 8% | 329 500 | 14% |
Калининград | -18% | -9% | 350 000 | 40% |
Киров | -13% | 0% | 235 000 | 18% |
Краснодар | -16% | 27% | 500 000 | 16% |
Красноярск | -3% | 47% | 480 000 | 20% |
Москва | -7% | 11% | 677 011 | 23% |
Нижний Новгород | -20% | 8% | 350 000 | 21% |
Новосибирск | -5% | 26% | 350 000 | 17% |
Омск | -14% | 18% | 200 000 | 5% |
Пермь | -12% | 13% | 250 000 | 4% |
Ростов-на-Дону | -13% | 8% | 550 000 | 22% |
Рязань | -14% | 22% | 300 000 | 0% |
Самара | -17% | 9% | 350 000 | 17% |
Санкт-Петербург | -7% | 8% | 280 000 | 22% |
Саратов | -12% | 16% | 250 000 | 25% |
Севастополь | -14% | 38% | 500 000 | 25% |
Симферополь | -12% | 24% | 400 000 | 14% |
Сочи | -5% | 10% | 2 800 000 | 56% |
Ставрополь | -16% | 2% | 390 000 | 11% |
Томск | -9% | 7% | 400 000 | 10% |
Тула | -11% | 21% | 345 000 | 15% |
Тюмень | -13% | 17% | 350 000 | 17% |
Ульяновск | -15% | 8% | 250 000 | 9% |
Уфа | -13% | 12% | 390 000 | 11% |
Челябинск | -15% | 14% | 180 000 | 13% |
Ярославль | -17% | 19% | 245 000 | 17% |