Когда в столице Татарстана появились первые машины?
Казанский краевед и колумнист "Реального времени" Лев Жаржевский свою новую колонку, написанную специально для «Реального времени», посвятил первым моторным повозкам, которые появились в нашем городе еще до революции. В своем материале он отразил первую крупную аварию, знаменитый автопробег Пекин Париж и первых автовладельцев.
Первый автомобиль в городе — 1912 или 1903 год?
К написанию этих заметок подтолкнуло довольно серьезное обстоятельство. Иногда автора этих строк приглашают на курсы экскурсоводов. И всегда обучающиеся задают вопрос: каким пособиям, бумажным и сетевым, можно доверять. Имеется в виду более или менее, но все же популярная литература, а не сборники научных статей. И тут, откровенно говоря, я затруднялся с ответом. Ведь даже издания по истории города, выпущенные под титулом академического института содержали непозволительные для таких изданий ошибки, что уж говорить про бесчисленные книжки, выпущенные, например, к т. н. 1000-летию Казани и после него «вольными» авторами. Вот показательный пример. Есть книжка об автомобильном транспорте Татарии, изданная в 1987 году тремя авторами: из них двое — кандидат и доктор исторических наук, третий — большой автомобильный начальник с партийной карьерой. Авторы рассказывают, какой огромный массив источников был ими поднят: тут и архивы, и периодика, и литература. А потом мы читаем, что «первый автомобиль на улицах Казани появился, как считают специалисты, в 1912 году».
Говорят, что Рональд Рейган любил русскую пословицу «Доверяй, но проверяй». Нравится она и мне. Решил проверить. И вот что оказалось. 13 апреля 1903 года «Казанский телеграф» поместил заметку об автомобиле на казанских улицах. Вполне возможно, что это была первая заметка такого рода: комплекты газеты я просматривал внимательно, но мало ли что.
Это был автомобиль г. Казем-Бека. «На всем маршруте его движения с Черного озера на Вознесенскую улуцу к дому Николаи за ним бежала толпа». Обычно автомобиль находился в загородном имении Казем-Бека.
Первую попытку использовать автомобиль в Казани как общественный транспорт сделал казанский мещанин Смирнов. В конце ноября 1908 года он «обратился в управу с просьбой предоставить ему монопольное право на устройство биржи автомобилей-такси», — писала «Волжско-Камская речь». Слово «биржа» здесь означает просто стоянку — в Казани того времени было около десятка извозчичьих бирж, представлявших собой стоянки экипажей с колодами на козлах, наполненными водой для лошадей. Вряд ли у мещанина Смирнова что получилось — о его такси в газетах сообщений больше не появилось.
Первая попытка наладить регулярное автомобильное сообщение в городе была сделана в апреле 1909 года Солодовниковым, обратившимся в управу с просьбой разрешить движение по дамбе в Адмиралтейскую слободу. «Вес автомобиля — не более 600 пудов, то есть, он легче трамвайного вагона и нарушений дамбы не произойдет», — утверждал он в своем прошении. И опять же неизвестно, пошли ли машины г-на Солодовникова по Адмиралтейской дамбе. Зато точно известно, что по Хижицкой дамбе автомобильное движение было организовано обществом «Аутотранспорт» поздней осенью 1910 года. Газеты сначала обругали автомобилистов, а затем, напротив, стали давать им советы по рациональной организации движения. То же общество предоставляло машины по телефонному вызову, а в самом конце того же 1910 года в Казани появилась возможность брать машины напрокат. Удовольствие было не из дешевых: час проката днем стоил 6 рублей, ночью – 7, за каждые следующие 10 минут доплата 1 рубль.
Взлет и трагический финал «Аутотранспорта»
Раз уж зашла речь об «Аутотранспорте», то добавим, что официально именовался он так: Торговый дом «Товарищество Аутотранспорт в Казани». Организационно-правовой формой «Аутотранспорта» было полное товарищество, капитал его составлял 10 тыс. рублей, сфера деятельности в документах обозначалась как «перевозка грузов из Казани на пароходные пристани, железнодорожный вокзал, другие окрестные местности на приобретенных товариществом грузовых автомобилях». Учредителями «Аутотранспорта» были уржумский купеческий внук Леонид Яковлевич Стародубцев (распорядитель) и казанский купеческий сын Константин Васильевич Шмелев. Основано товарищество было 28 августа 1909 года.
Пара слов о «купеческом внуке», распорядителе товарищества. Леониду Стародубцеву в то время было всего 22 года, учился в гимназии он в Казани, а жил «на хлебах» у той самой Л.Г. Сундстрем, у которой жил С.М. Костриков, будущий Киров.
Массовые пассажирские перевозки на автомобилях (не путать с регулярным пассажирским сообщением) состоялись в Казани в сентябре 1910 года в ходе «Авиационной недели». Трамвай подвозил казанцев на угол 3-й Поперечно-Большой и Георгиевской улиц (сейчас это угол Назарбаева и Петербургской), а оттуда толпы народа пересаживались в кузова грузовиков «Аутотранспорта» и машины пылили по Соколовой улице и Оренбургскому тракту до свежепостроенных Каргопольских казарм (городок танкового училища), напротив которых на ипподроме были устроены показательные полеты. Тогда, если верить все тому же «Казанскому Телеграфу», «Аутотранспорт» перевез 16 тысяч пассажиров и выручил за это три тысячи рублей.
История «Аутотранспорта» закончилась пожаром его гаража. Вот как описывали этот случай основные казанские газеты того времени «Казанский телеграф» и «Камско-Волжская речь».
1910—1914 годы, Казань. Автоколонна участников акции «Белый цветок» у аптеки Бренингов на Проломной
«Вчера в Казани сгорел автомобильный гараж товарищества «Аутотранспорт». Около 9 часов вечера на Варламовской улице в гараже товарищества «Аутотранспорт» произошел взрыв. Пламя в одно мгновение охватило все здание гаража. Каменная стена здания была разрушена взрывом. Сразу возникла угроза для соседних каменных строений. Несмотря на работу всех пожарных частей Казани с применением паровых машин, к 10 часам вечера все здание гаража уже было уничтожено огнем. Как выяснилось, взрыв произошел по вине дежурного шофера Ямщикова. Когда из гаража все ушли, он, желая запаять бензопроводную трубу мотора, зажег бензиновую лампу и по неосторожности поставил ее близ трехпудовой бутыли с бензином. Силой взрыва Ямщикова через отворившиеся ворота выбросило на улицу, но каким-то чудом он остался невредим. По окончании пожара выяснилось, что в гараже сгорело 17 автомобилей. У «Аутотранспорта» сохранился лишь один автомобиль, который в роковой момент находился в разъезде. На пожар собралась многотысячная толпа народа. Для очистки улиц пришлось вызвать солдат. Напомним, что товарищество «Аутотранспорт» было владельцем единственного в городе автомобильного гаража».
И вторая заметка:
«В 8 час. 45 мин. 12 июля у дома Сенаторова на Поперечно-Варламской ул. раздались 4 взрыва. Последним взрывом разрушена стена центрального гаража общества «Аутотранспорт». Уничтожены 17 автомобилей и все имущество. Взрыв 15 пудов бензина произошел от неосторожного обращения с огнем шофера Ивана Ермолаевича Ямщикова, 25 лет. Здание застраховано в Российском Обществе в 4 500 руб. Автомобили и имущество в двух обществах в 68 000 руб. Убытки оцениваются в 75 000 руб.».
Первое ДТП
Когда на улицах Казани появились первые экипажи с мотором, наш город был примерно в семь раз меньше. Трамвай только-только сменил конку, а основным средством передвижения были извозчики, количество которых в зимнее время доходило до полутора тысяч. Моторные экипажи были дороги — минимальная цена их в ту пору была 2,5 тысячи рублей, поэтому покупали их самые страстные любители. И они находились. Буквально через несколько дней после пожара, уничтожившего «Аутотранспорт», шофер товарищества был приглашен вятским купцом Завадским протестировать, как сказали бы сейчас, только что купленный в Казани автомобиль. Последствия были печальными. Газеты отозвались на происшествие по-разному. Одна ограничилась кратким сообщением:
«Крушение автомобиля в городской рытвине.
На Козьеслободской дамбе на глазах многочисленной публики потерпел крушение автомобиль вятского купца Завадского. Г. Завадский ехал со своим шофером Богдановым».
Другая поместила маленькую зарисовку:
«Третьего дня в Казани произошло автомобильное крушение. 27 (14) июля 1912 года вятский купец Завадский, проживающий в номерах Щетинкина на Большой Проломной улице, приобрел в Казани новый автомобиль. Желая опробовать новинку, Завадский пригласил для этой цели опытного шофера из товарищества «Аутотранспорт». Как только Завадский, привлекая общее внимание публики, забрался в салон, автомобиль дал сигнал клаксона и отвалил от номеров Щетинкина в направлении Кизической слободы. Однако на Кизической дамбе, не проехав по ней и двадцати сажен, автомобиль угодил колесом в громадную выбоину. Раздался страшный треск, шина лопнула, автомобиль, не слушаясь шофера, резко свернул в сторону и на полном ходу врезался в каменную тумбу. Удар был так силен, что Завадский и шофер Богданов вылетели на мостовую перед автомобилем и лежали там без сознания, пока их не начали поднимать подбежавшие люди. У обоих сильно разбиты головы. Пострадавших отправили в Адмиралтейскую слободу. У автомобиля разбита вся передняя часть, мотор и передние колеса».
Дом Остермана
В ту пору в Казани был лишь один магазин, торговавший автомобилями и мотоциклами. Это был магазин Евгения Наполеоновича Остермана на Большой Проломной. При магазине было то, что сейчас назвали бы сервисом. Мастерские Остермана были настолько хорошо оборудованы, что в годы Первой мировой стали именоваться «заводом», а после революции были подчинены Морскому ведомству.
По маршруту автопробега
Но еще за два года до основания «Аутотранспорта» через Казань проследовали автомобили, участвовавшие в пробеге Пекин — Париж.
Первым пришла великолепная Itala (фото на постере) под командой князя Шипионе (в традиционной, но некорректной русской транскрипции — Сципионе) Боргезе. В колхозных переводах книги об этом пробеге машина именуется обычно как «Италия», а князь принцем. Однако это путешествие стоит отдельного рассказа.